Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологии " Посвящение в юные экологи".»
Завалеева Елена Васильевна
Воспитатель дошкольного мини-центра
ГКУ «Средняя школа № 5 с ДМЦ г.Капшагай»
Конспект экозанятия с использованием инновационных технологий
«Посвящение в юные экологи»
(старшая группа).
Білім беру саласы. Образовательные области: Социум-экология, творчество- рисование, коммуникация- художественная литература.
Используемые технологии: игровая технология, ИКТ, нетрадиционная техника рисования « граттаж».
Мақсаты. Цель: Учить детей анализировать поведение людей в природе. Закреплять навыки природоохранной деятельности через игры и игровые упражнения . Познакомить детей с Красной книгой Казахстана, некоторыми видами птиц и животных, занесенных в нее. Воспитывать любовь к природе , заботливое отношение к животным, птицам, растениям. Продолжать развивать память, внимание, мышление, творческие способности . Закрепить технику нетрадиционного рисования « граттаж».
Қолданбалы құралдар:Материалы и оборудование: Компьютер, экран, презентация « Правила поведения в природе», материал для игры «Экологический светофор» - слайды, на которых изображены добрые и злые поступки детей в природе и раздаточный материал: полоски красного и зеленого цветов на каждого ребенка; материал для игры «Собери мусор» -2 обруча, различные предметы; презентация «Красная книга Казахстана», мяч, листы для граттажа и заостренные стеки на каждого ребенка, значки « Юный эколог» на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Ынталандыру, сезімді ояту. Мотивационно-побудительный этап:
Круг «От сердца к сердцу».
Воспитатель: дети. Положите руку на плечо стоящего рядом товарища, улыбнитесь друг другу. А я вам хочу пожелать: (дети повторяют слова и выполняют движения)
Воспитатель: Добрый день! Сегодня у нас не простое занятие, а «Посвящение в юные экологи»! А кто такие экологи?
Дети: Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или погибают животные. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они охраняют природу, борются за чистоту воздуха, воды, всей окружающей среды.
Воспитатель : Молодцы! Вы все правильно сказали. Экологами могут быть не только взрослые люди, но и дети. И сегодня вы сможете доказать , что хотя вы еще ходите в мини-центр, но уже умеете заботиться о природе, оказывать ей посильную помощь. Для того, чтобы получить значок « Юный эколог», вы должны будете выполнить ряд заданий. Вы готовы?
Дети : Да!
Воспитатель: Ну что же, тогда приступим! И первое задание- мы должны вспомнить правила поведения в природе.
Дидактическая игра « Что можно и что нельзя делать в природе».
На экране показывается презентация, дети называют те правила , которые они учили на всех предыдущих занятиях:
1.Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2.Охраняйте цветы!
3.Не топчите грибы мухоморы, они полезные: ими лечатся разные животные.
4.Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево – живое и может погибнуть.
5.Сохраняйте паутину – это дом паука. Там он живёт, питается вместе с паучатами.
6.Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
7.Кора дерева – это как кожа у человека. Без коры дерево погибнет. Её нельзя повреждать.
8.Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи – санитары леса.
9.Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
10.Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11.Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей и они бросят свои гнёзда и норы. НЕ шуми! НЕ сори! НЕ губи!
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете, как нужно вести себя в природе . Расскажите, а как нужно вести себя, находясь в лесу?
Выходят дети и рассказывают стихотворение «Лесные правила»
(Н. Рыжова)
1 ребенок:
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
2 ребенок:
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
3 ребенок:
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Второе задание: Дидактическая игра «Экологический светофор».
У каждого ребенка по полоске красного и зеленого цветов. На экране монитора слайды, на которых изображены добрые и злые поступки детей в природе. Дети показывают красную полоску, если поступок злой, и зеленую полоску, если поступок добрый. Свой выбор мотивируют.
Воспитатель: Ну что же, вы доказали, что знаете правила поведения в природе, осознаете, что может нанести ей вред, а что приносит пользу. Ребята, как выглядит наша планета Земля?
Дети: На ней есть горы, леса, поля, моря, океаны, реки, степи, пустыни, . Еще есть растения, животные и птицы, живут люди.
Воспитатель: Люди строят дома, заводы, дороги. И вот однажды, жители одного города , не задумываясь об окружающей их природе, об обитателях лесов, морей и рек, выносили и оставляли повсюду мусор. И город превратился в большую мусорную свалку. А вы хотели бы жить в таком городе?
Дети: Нет!
Воспитатель: Как же можно помочь жителям такого города?
Дети: Надо убрать весь мусор, поставить урны, посадить цветы и деревья.
Воспитатель: А как мы объясним, жителям города, что нужно не мусорить , не выбрасывать его на улице?
Дети : Нужно везде наклеить листовки, которые могут нарисовать дети, а еще снять и показывать по телевидению фильмы и ролики о том, как важно сохранять природу в чистоте, можно детям вместе с родителями убирать в своем дворе, в парке мусор.
Воспитатель: Вот и третье задание- я предлагаю вам поиграть! А игра будет не простая – экологическая! Главный враг экологии – это мусор! И сейчас мы проверим, кто из вас быстрее наведет порядок!
Подвижная игра « Собери мусор».
Дети делятся на две команды. Около каждой команды ставится урна. Перед командами, на расстоянии лежат обручи, в которых находится «мусор». Участникам команды по очереди нужно добежать до обруча, взять один предмет, прибежать обратно и бросить «мусор» в урну, передать эстафету следующему, и так пока «мусор» не закончится.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Да, думаю, с такими помощниками наша планета Земля, все города и поселки на ней всегда будет в чистоте и порядке!
У тех людей, кто любит природу, охраняет ее, горячее и доброе сердце. Как вы думаете, у природы есть сердце? Конечно, есть! Журчит ручеек – это голос Сердца Природы. Цветут цветы – это Сердце Природы надевает красивый наряд. Порхают бабочки и мотыльки – это значит, что Сердцу Природы легко и хорошо. Но иногда оно стучит беспокойно и просит о помощи. И тогда она пишет нам о своих бедах в специальную книгу. А называется эта книга «Красная книга».
– Как вы думаете, почему именно книга красного цвета, а не какого-либо другого цвета? -Потому, что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно»!
Вот так выглядит Красная Книга Казахстана. Она информирует, какие виды животных, птиц и растений находится в опасности. Советует, как сохранить эти редкие виды растений, птиц и животных.
Показ презентации «Красная книга Казахстана».
Воспитатель предлагает детям встать в круг. В руках у педагога мяч.
Игровое упражнение : «Назови птиц и животных, занесенных в Красную книгу Казахстана».- педагог бросает ребенку мяч, он называет животное или птицу, которых видел в презентации , возвращает мяч педагогу.
Билингвальный компонент:Қызыл кітап-Красная книга, табиғат-природа, экологтар-экологи. Дети повторяют за педагогом, запоминают слова.
Воспитатель: У меня осталось последнее задание. Вам нужно разукрасить нашу планету Земля. Для этого я приготовила для каждого ребенка лист для граттажа, на котором изображен круг – это наша Земля. Вы должны нарисовать что-нибудь яркое красивое, ну, например, цветок, животного, реку, море, траву и многое другое. У вас должны получиться яркие картины! Готовы? Тогда начинаем!
Рисование « Укрась планету Земля» ( в нетрадиционной технике граттаж).
Дети рисуют в технике граттаж, по окончании работы педагог размещает работы на доску, дети рассматривают , анализируют работы, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Отлично! У вас получились очень красочные картины! И это всё потому, что вам помогала дружба и любовь к природе, я права, ребята?
III. Қорытындылау өзін-өзі бағалау
Рефлексивно-корригирующий
Воспитатель: Ребята! Вы справились со всеми заданиями, поздравляю!
Итак, настал самый торжественный момент! Сейчас я вручу вам значки «Юные экологи»! Ребята, я поздравляю всех вас! С этого дня вы вступили в ряды настоящих защитников природы!
Воспитатель вручает детям значки. Выходят 2 ребенка и читают стихотворение:
1 ребенок: - Нам значки сегодня дали,
Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.
2 ребенок: -Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Используемая литература:
Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Воронеж:
Программа экологического образования детей /Н.Н.Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс; 2000.
Павлова Л.И. « Игры как средство эколого-эстетического воспитания дошкольников»
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».