Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Ознакомление детей с местной достопримечательностью – рекой Агидель"»
Тема: «Ознакомление детей с местной достопримечательностью – рекой Агидель»
Цели: ознакомление с местной достопримечательностью деревни, в частности с рекой Агидель.
Задачи:
-Формирование системы элементарных знаний об окружающей действительности, природе родного края через элементарную исследовательскую деятельность; -Формирование представления у детей о свойствах неживой природы; -Продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования; -Поощрять выдвижение детьми гипотез; -Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли; Материалы: Тазики с водой (по одному на подгруппу из 3-4ребенка), тряпочки для вытирания воды, бумажные кораблики, свеча, стекло, фарфоровая чашка, песок, глина, трехлитровая банка, увеличительное стекло, мисочки с водой, минеральная вода.
Предварительная работа: Конструирование из бумаги корабликов; Чтение : В. Сутеев «Кораблик» С. Маршак «Плывет, плывет кораблик»; Дидактическая игра «Подбери слова»; Разработка детьми правил работы с водой; Составление карточек-схем. Ход занятия: Стихотворение о родном крае.
Разноцветные краски, в руках акварель, Вдохновилась душа увидавАгидель. Исполины скалистые невдалеке, С белогривой луною на Белой реке. -Агидельозорницу Урал сотворил, Богатырь волевой ангелочка любил. Синеглазую дочку сердечно ласкал, Бирюзовые воды вокруг расплескал!
Воспитатель: Дети, о чем это стихотворение? Да, о реке Агидель. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по реке Агидель.
Забегает Буратино.
– Вот сюрприз. Буратино, что привело тебя к нам?
Буратино: - Я тоже хочу пригласить вас всех в путешествие по реке Агидель, пока не выпал снег, и реки не покрылись льдом.
Воспитатель: - Дети, вы согласны? А на чем мы отправимся в путешествие?
Буратино: - Мы отправимся в путешествие на кораблике.
Воспитатель: - Как, вы думаете, дети, можно отправиться в путешествие по реке на бумажном кораблике?
Дети (Нет, нельзя: он маленький, быстро промокнет, утонет, не надежный).
Воспитатель: - Я предлагаю проверить при помощи опыта ваши предложения.
Опыт « Плывет кораблик»
Детям предлагаются бумажные кораблики, тазы с водой. Проверяют, тонет или не тонет бумажный кораблик, степень его надежности. Наблюдают, как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становиться непрочной.
Выводы:
-У меня намок стал мягкий. -Мой упал на бок, и его залила вода. -Я бы не хотел на таком путешествовать – он же утонет. -На бумажном кораблике путешествовать нельзя: он непрочный, размокает в воде.
Воспитатель: - Буратино, теперь ты убедился, что на бумажном кораблике путешествовать нельзя?
Буратино: - Да-а, я и не знал, что это опасно.
Воспитатель: - И все-таки, отправимся в путешествие. Мы построим кораблик из прочного, надежного материала.
Динамическая пауза- постройка корабля из модулей. Гудок……
Буратино: - Ребята, я желаю вам веселого путешествия, а меня ждут мои друзья.
Воспитатель: - Путешествие наше будет увлекательным. Мы продолжим знакомство со свойствами неживой природы родной деревни.
Опыт «Пламя загрязняет воздух»
Зажигается свеча. Горит пламя. – Может ли пламя загрязнят воздух? Подержать над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 см) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится. Не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.
Опыт «Песок и глина»
Детям предлагается взять увеличительные стекла, чашки-петри и рассмотреть, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек - песчинок):
- Как выглядят песчинки? - Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).
– Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. По той же методике рассмотреть комочки глины.
– В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам. А в глине слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. С помощью лупы можно рассмотреть глину, стертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт «Волны»
На столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке- свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасить воду акварельной краской). Дети – это ветры. Они дуют на воду. Получается волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Опыт «Лед - это вода».
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие. А сейчас мы отправимся в детский сад.
Игра «Наоборот»
- Дождь - Солнце - Лед - Снег - Ветер -Тучи
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами провели интересные опыты и узнали много знаний о неживой природе и о реке Агидель.