Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Аламан байга для старшей группы»
Ересек тобында оқу қызметінде ұйымдастырылған сабақтың конспектісі
Конспект занятия организованной учебной деятельности в старшей группе
The lesson summary of organized educational activityfor the senior group
Өткізілетін күні: Дата проведения: The date of the: ст. гр. «Ягодка» - 19.01.2018 г.
Тәрбиеші: Воспитатель: Educator: Қазақ тілі мұғалімі: Исмуратова Д.Т., воспитатель по ИЗО
Гурина И.Н.
Білім беру саласы: Образовательная область: Educationalarea: «Коммуникация», «Познание», «Творчество».
ОҚҰ түрі: ВидОУД: Type of OAM: «Государственный язык», «Ознакомление с окружающим», «Лепка».
Тақырыбы: Тема: Subject: «Знакомство с казахской национальной игрой «Аламан байга»
Мақсаты: Цель: Aim: Познакомить с казахской национальной игрой «Аламан байга».
Міндеттері: Задачи:Tasks: Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям и обычаям казахского народа. Закреплять умение правильно называть на казахском языке порядковый счет. Закрепление и активизация слов.
Көптілдік компонент: Полиязычие: Multilingualism: Аламан байга -alaman baiga , ат- жылқы -horse, ертоқым-saddle, қамшы-whip, атпен ойнау -play with a horse, атпен шабу -ride a horse, атқа отыру -get on a horse.
Құрал – жабдықтар: Оборудование: Equipment: Пластилин, дощечки, стеки на каждого ребенка. Проектор, дорба с асыками, незавершенная композиция «Байга» - макет, технологическая карта по лепке «Лошади».
Алдын – ала жұмыс: Предварительная работа: Preliminary work: Казахские национальные игры. Лепка фигурки человека (всадника).
Сөздік жұмыс: Словарная работа: Dictionary work: Аламан байга, ат, жылқы, ертоқым, қамшы, атпен ойнау, атпен шабу, атқа отыру.
Вводная часть: Кіріспе:
- Сәлеметсіздерме, балалар! Балалар, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Сюрпризный момент: Появляется Ата.
Приветствует всех. Спрашивает: - Где я оказался, куда попал? Я полетел на волшебном ковре-самолете в кругосветное путешествие и уснул.
- Как называется ваш детский сад? - А где вы живете? Как называется ваш поселок, республика?
- Это не сон? Это мой родной Казахстан! - Как прекрасно, я вернулся к себе на Родину!
Хвалит детей: - Какие вы молодцы, дети, все знаете!
Преподаватель казахского языка:
- Ата, наши дети знают все, и о Родине могут рассказать тебе стихи и пословицы. Послушай.
(Рассказывают стихи и пословицы)
Ата:- А знаете ли вы казахские национальные игры?
Преподаватель казахского языка:
- Ата, дети тебе все сейчас расскажут. Приглашает сесть на стулья.
Работа с проектором: - Расскажите по картинкам на слайде о казахских национальных играх.
- Мынау қандай ойын? - Какая это игра?
- Бұл ойынды қалай ойнаймыз? - Как нужно играть в эти игры?- Кто именно является участником игр?(Рассказывают об играх по картинкам на проекторе).
Ата подтверждает ответы детей и говорит: - Лошадь – ат, жылқы, человек – адам.
Преподаватель казахского языка проводит словарную работу: – Давайте повторим эти слова.
Ата: - Балалар, а вы любите загадки? – Я знаю, что мою загадку вы не сможете отгадать.
Жүк – груз везет. Шоп – сено жует.
Құйрықпен – хвостом помахивает.
Гривой потряхивает.
(Лошадь – Ат-жылкы).
Воспитатель по ИЗО тоже предлагает детям отгадать загадку:
- Садится раньше меня на коня.А слезает после меня. (Седло – Ертоқым).
(Отгадки выходят в картинках на слайде).
Ата всех благодарит и просит помощи:
- Я же, балалар, улетел в путешествие и совсем забыл, что мне нужно было срочно уехать на пастбище, присматривать за животными на джайлау до поздней осени, чтобы их не поели волки. А еще я хотел к весеннему празднику вылепить внуку, который живет в городе, красивых лошадей, и рассказать ему о казахских конных играх и традициях. Балалар, не поможете ли вы мне слепить лошадей и передать их моему внуку, он живет в Астане. (Соглашаются помочь).
- Ата, наши дети и про лошадей знают стихи и пословицы. Послушайте, пожалуйста.(Рассказывают стихи и пословицы).
Ата хвалит детей: - А в благодарность я подарю вам эти асыки, чтобы вы играли с ними.
Прощается, уходит.
Основная часть: Негізгі бөлім:
Воспитатель по ИЗО обращает внимание детей на незавершенную композицию «Байга» и предлагает вылепить фигурки лошадей и расставить их на беговые дорожки. Таким образом, внук поймет, что это композиция связана с конными играми. (Подходят к незавершенной композиции, рассматривают ее, и говорят чего в ней не хватает (фигурок лошадей). Вспоминают, как в ходе предварительной работы лепили всадников для участия в игре «Байга»).
Работа по карте – схеме. (Обсуждение последовательности выполнения работы).
Пальчиковая игра «Оң қолымда бес саусақ...»
Работа за столами.
В ходе занятия воспитатель по ИЗО следит за тем, как дети делят пластилин на части, какие знакомые приемы лепки применяют в работе.(По мере выполнения работы дети подносят фигурки лошадей к макету и завершают композицию (всадника садят на коня, к руке всадника прижимают камчу).
Преподаватель казахского языка рассказывает детям об игре «Аламанбайга», показывая действие на макете.
Обращает внимание на картинку «Аламанбайга», которая выходит на слайде, называет необходимые атрибуты игры: - Кнут – қамшы, седло – ертоқым.
Проводит словарную работу: - Атпен ойнау - Играть с лошадью. Атқа отыру – Садиться на лошадь. Атпен шабу – Скакать на лошади.
ТРИЗ – игра «Было – стало»:
Был жеребенком – құлыншақ, стал лошадью - ат-жылкы. Был ребенком – бала, стал мужчиной – джигитом. Был кішкентай – маленький, стал – үлкен – большой.
Подвижная игра «Аламан байга» - скачки.
Предлагает каждому ребенку взять по одному асыку с цифрой из дорбы, которую подарил ата и встать по порядку. Представить себя: - Как зовут? -- Сколько лет? - Кто по национальности.
Поощряет участников игры.
Заключительная часть: Қорытынды бөлім:
Подведение итогов.
- Балалар, чем мы сегодня занимались? - Кому помогли? - С какой игрой познакомились? - Во что еще играли? - Вам понравилось занятие? (Высказываются).