Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия по лексической теме «Игрушки» с детьми старшего возраста с ОНР»
Конспект подгруппового занятия
по лексической теме «Игрушки» с детьми старшего возраста с ОНР
Коррекционно-образовательные задачи.
-Учить образовывать относительные прилагательные.
-Формировать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану и вопросам.
-Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.
Коррекционно-развивающие задачи.
-Развивать словарь детей по теме игрушки.
-Развивать мышление, внимание, память.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные задачи.
-Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.
Оборудование:игрушки из различных материалов (резина, дерево, пластмасса, мех и т.д.), картинно-графический план описательного рассказа.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Дети стоят взявшись за руки.
Л.: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.
2.Коррекционно-развивающий этап.
1Игра «Отгадай-ка» (по мере отгадывания загадок выставляются соответствующие игрушки)
- Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто-бы жучок, Захочет — вскачь пойдет немножко, Захочет — ляжет на бочок. Что это? (юла)
- Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Что это? (матрешка)
- Глазки голубые, Кудри золотые, Губки розовые. Кто это? (кукла)
- Упадет — поскачет, Ударишь — не плачет. Что это? (мяч)
- Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Все сначала начинаю. Что это? (кубики)
- Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай! Кто это? (зайка)
- Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного. И устрой ему берлогу. Кто это? (медведь)
-Большое колечко. колечко поменьше.
Потом еще меньше. Вверху колпачок. Что это? (пирамидка)
-Что это все вместе? (Игрушки)
Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?
Ответы детей.
Л.: Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.
2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»
Л.: Ребята, мы с вами будем рассказывать, из каких разных материалов сделаны ваши любимые игрушки. (вопрос и определение акцентируются)
- Мяч сделан из резины. Мяч резиновый.
- Зайка сделан из плюша. Он какой? (плюшевый)
- Матрешка сделана из дерева. Она какая? (деревянная)
- Юла сделана из железа. Она какая? (железная)
- Кубики сделаны из пластмассы. Они какие? (пластмассовые)
- Мишка сделан из плюша. Он какой? (плюшевый)
- Лисичка сделана из меха. Она какая? (меховая)
3. Упражнение «Что изменилось?»
Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.
4. Физкультурная минутка «Мячик»
Раз, два прыгай мячик. (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.)
Раз, два и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
5. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
6. Развитие речевого слуха
(Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.)
- Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.
Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.
Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ними – ёж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (шесть)
Л.: Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.
Ответы детей: (мартышка, мишка...).
7. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану и вопросам.(о мяче, пирамидке,кукле)
- Что это? (это мяч)
-Это какой мяч? (это резиновый, круглый, зеленый мяч)
- Как можно играть с мячом? (Мяч можно катать, бросать, подбрасывать, ловить)
- Что такое мяч? (Мяч- это игрушка)
Повторить рассказ хором и индивидуально.(1-2 ребенка)
Аналогично составить рассказ о пирамиде, кукле.
8. Упражнение «Умелый карандаш»
Л.:У вас на листочках нарисована пирамидка. Представьте, что она сделана из пластмассы. Раскрасьте пирамидку цветными карандашами.