Просмотр содержимого документа
«Конспект по образовательной области «речевое развитие» подготовка к обучению грамоте на тему «сопоставление звуков -с- и -з-»»
Тема: Сопоставление звуков [с] и [з]
Цель: формирование у детей навыка дифференцировать звуки [с] и [з]
Задачи:
Образовательные: определять на слух звуки [с-з], их место в слове; подбирать слова с заданными звуками; учить давать характеристику звуков [с-з]
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности и взаимопомощи; воспитывать умение слушать и слышать товарищей и педагога; воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: изображения гостей Сани и Зои; картинки для дифференциации звуков [с-з], карандаши для каждого ребенка, игрушки, в названия которых есть звуки [с-з], корзинки.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи! У нас сегодня гости, давайте им тоже улыбнемся.
Сегодня мы с вами будем беседовать, напоминаю, как правильно отвечать на вопросы. Дослушивать до конца, не кричать хором, не перебивать, поднимать руку. Отвечает только тот, кого спросили. Отвечать нужно полным предложением.
Но это еще не все гости. К нам еще пришли ребята Саня и Зоя. Давайте сейчас пройдем на свои места и сядем. Зоя принесла вам загадки о своих любимцах:
Чтобы узнать кто они, отгадайте загадки:
1.Что за зверь лесной, Встал как столбик, под сосной. И стоит среди травы, Уши больше головы. (Заяц.) А как этого зверька назвать ласково? (Зайчик.)
2. Молоко ее полезно, В огород она залезла, И глядит «во все глаза» Бородатая …коза
А Саня принес для вас скороговорку:
Слоны умны, Слоны смирны, Слоны спокойны и сильны!
Вы уже догадались, о каких звуках мы будем беседовать? [с-з]
Звук (с) Произнесем (с). Что про него можно рассказать? (согласный – не поется, язык встречает преграду). Звук (с) при написании обозначается буквой С. (Повесить на доску.) Назовите первый звук в словах Зоя, зайка? (з) Что про него можно рассказать? (согласный – не поется, язык встречает преграду). Звук (з) при написании обозначается буквой З. (Повесить на доску.)
Звуки с и з очень похожи по звучанию, их можно перепутать. Но если положить ладонь себе на шею и произнести звук (з), вы почувствуете, как заработает голосок, горлышко задрожит. Давайте проверим: З-з-з-з Все почувствовали? А теперь произнесем звук с-. С-с-с. Работает наш голосок? (нет) Если голосок работает, его называют звонким, а если не работает-глухим. Звук -з- звонкий или глухой? (Звонкий, потому что голосок работает.) Зв. -с- звонкий или глухой? (Глухой, потому что голосок не работает.)
2.Ребята, Саня и Зоя любят играть. Давайте выйдем на ковер и научим их играть в игру «Угадай звук»: Если услышите в слове звук (с)-поднимите руки вверх, если (з)- дотроньтесь до плеч.
Физминутка «СОВА» Ребята, чье имя назову, сделайте шаг вперед, чтобы не мешать друг другу.
В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих) Одна сова не спит, Большеглазая летит. (Дети делают взмахи руками) Совушка - сова, (Изобразить большой круг руками) Большая голова. На суку сидит, Головой вертит. (Присесть, сделать повороты головой вправо, влево) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит.
3.А Саня и Зоя умеют играть в такую игру и предлагают ее вам: добавьте пропущенное слово в стихотворении, заменяя звук (с) на (з) или (з) на (с)
Распустились утром розы. На цветах сверкают… росы. Молодцы!
Косит травушку коса, щиплет травушку…коза
Лиза пробовала суп, Заболел у Лизы…зуб. Молодцы!
4.Ой, ребята, а когда я была маленькая, как вы, мы с друзьями любили играть в такую игру, предлагаю и вам в нее поиграть: -Я буду называть начало слова, а вы его заканчивать, но обязательно со звуком (с) или (з) .
5.Молодцы, хорошо поиграли, приглашаю вас сесть на свои места, потому что Саня и Зоя приготовили для вас секреты. Возьмите листочки с картинками и положите перед собой. Нужно раскрасить сначала кружочки под картинками, в названиях которых есть звук -с- оранжевым карандашом, затем кружочки под картинками, в названиях которых есть звук -з- коричневым карандашом. Возьмите правильно карандаши, сядьте ровно, выполняйте задание. Закончили, поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга, правильно ли сделано задание. Должно быть, как у меня. Если все правильно, нарисуйте в правом нижнем углу солнышко, не раскрашивая. если неправильно, аккуратно зачеркните ошибку и нарисуйте в правом нижнем углу – тучку, не раскрашивая. Молодцы! Сколько солнышек у нас получилось! Верните листок соседу и отодвиньте все в верхний угол стола.
6. Ребята, наши гости перепутали свои игрушки. Поможем их разобрать? Как вы думаете, с каким звуком нравятся игрушки Сане, а какие -Зое? Ребята с первого ряда будут собирать игрушки для Зои, со звуком -з-, а со второго ряда-для Сани, со звуком -с-. Запомнили, с каким звуком выбираете игрушки? Каждый берет по одной игрушке, называет ее и какой звук в ней живет, и кладет ее в нужную корзинку. Ребята, Саня и Зоя вас благодарят. Им очень понравилось у вас в гостях, но им пора к друзьям, которые их очень ждут.
Какие звуки мы научились правильно произносить и различать? Что о них можно рассказать? Кто приходил к нам в гости? В какие игры играли? Что вам понравилось?