Конспект открытого занятия по основам экологии во второй младшей группе "Зимующие птицы".
 Цель: Экологическое воспитание с элементами развития речи.
 Программные задачи: Учить детей различать и называть зимующих птиц; познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведением, образом жизни зимующих птиц. Способствовать активизации речи, понимать содержание стихов, отвечать на вопросы воспитателя.  
 Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развитие внимания , мышления. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
 Словарная работа: зимующие птицы, кормушка.
 Билингвальный компонент: птица-кыс, воробей- торгай.
 Оборудование: дерево, макет птиц, кормушка, пластилин, досточки, салфетки , запись пения птиц.  
 Ход занятия.
 Вступление.
 Круг радости.
 Здраствуй , друг, вот и я.
 Мы хорошие друзья.
 Возьмитесь за руки и вместе скажем: селеметсез бе- Здраствуйте.
 -Посмотрите, ребята, какое дерево в нашей группе .А на дереве сидит птица, давайте мы тихонько подойдем и посмотрим , что это за птица.
 Кто знает, как эта птица называется? ( Сорока.)
 В народе ее еще называют сорока- белобока. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей.)
 А кто знает потешку про сороку- белобоку?
 Пальчиковая игра: " Сорока-белобока, где была?"
 Прилетела к нам еще одна птичка, кто это? ( Воробей.)
 -У него грудка какого цвета? А которая из птиц большая ,а которая маленькая? (ответы детей)
 - Ой посмотрите , дети, к нам прилетел снегирек.( показ макета птицы " Снегирь". )
 -Прилетел к нам снегирек.
 Сел на ветку снегирек,
 Снег пошел- он промок.
 Ветерок, подуй слегка,
 Обсуши нам снегирька. (Дыхательная гимнастика.)
 -Ребята, посмотрите ,чем снегирь отличается от воробушка?( ответы детей.)
 Прилетела к нам еще одна птичка- невеличка (макет птицы вешается на ветку дерева.)
 - Угадай, какая птица?  
 Бойкая, задорная, ловкая, проворная.
 Звонко тенькает:" Тень, тень."
 Как хорош морозный день. Что эта за птица? ( ответы детей.)
 -У синички грудка какого цвета? Синичка большая или маленькая птичка?
 -Что есть у птичек? Чем они отличаются друг от друга?( ответы детей.)
 -Зимой эти птицы не улетают в теплые края, остаются с нами, это зимующие птицы.( дети повторяют.)
 Словарная работа: зимующие птицы.
 Билингвальный компонент:кыс- птичка, торгай- воробей.  
 -На улице холодно и птички залетели к нам погреться на нашем дереве. У нас в группе хорошо, тепло, светло и наши птички согрелись, хотят с нами поиграть.
 Физкультминутка:"Птичка раз."  
 -Ребята, что едят птички? ( ответы детей.)
 -Нашим птичкам холодно, на улице нет еды. Как мы можем помочь птицам? Что надо сделать? ( ответы детей.)
 -У меня есть кормушка, только она пустая, там нет зернышек.
 -А давайте, сейчас слепим зернышки для птичек и покормим их.
 ( Дети подходят к столам, берут пластилин и лепят зернышки, складывают их в кормушку.)
 -Ребята, какие вы молодцы, сколько много у нас зернышек в кормушке.
 -Теперь повесим кормушку на ветку и покормим наших птичек. ( повесить кормушку на ветку.)
 -Наши птицы поклевали зернышки и весело запели свои песенки, послушайте. ( Слушание голосов птиц.)
 -А на улице еще много голодных птиц .У нас на участке тоже есть кормушка, когда пойдем на прогулку дадим птицам настоящие зернышки.
 ( Во время прогулки продолжить наблюдение за птицами, подкармливать птиц.)
 Итог занятия:
 -Ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня погреться? (ответы детей.)
 -Как взрослые и дети помогают птицам зимой? А как вы помогаете птичкам? (ответы детей.)