Просмотр содержимого документа
«Конспект организованно образовательной деятельности по развитию речи в средней-старшей группе»
Конспект организованно образовательной деятельности
по развитию речи в средней-старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»»
Цель: Формирование правильного произношения звука «Ш», изолированно, в словах и фразах.
Задачи:
Укреплять артикуляционный аппарат.
Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, ориентируясь на окончания слов, в образовании слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением.
Учить правильно, регулировать темп и силу голоса, развивать речевое дыхание – произносить звук «Ш» длительно на одном выдохе.
Воспитывать выдержку, умение выслушивать товарища, не перебивая его.
Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.
Упражнять детей в проговаривании слов и фраз с различной интонацией.
Оборудование: воздушный шарик, конверт, иллюстрация домик,презентация «Путешествие с мышкой», аудиозапись: мы в автобусе сидим.
ХОД ООД:
Организационный момент:
- Возьмемся за руки друзья, друг другу улыбнемся, мы пожелаем всем добра и скажем нашим гостям «Здравствуйте, здравствуйте!»
(Дети садятся на стулья)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает). Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, давайте, вспомним, какую песенку шарик поет, когда он начинает потихонечку сдуваться?
ДЕТИ:Ш-Ш-Ш
2.Основная часть:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, правильно, мы сегодня с вами будем продолжать учиться красиво, произносить звук «Ш».
- Ребята, давайте вспомним:
Как шипит змея?
Как шумит ветерок?
Как шумит листва?
-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно.
-Если б не было его,
Не сказали б ничего. (Язык)
-Для чего нужен язык?
-Где находится язык?
-Как работает язычок, покажите.
Предлагаю сделать нам массаж язычка, чтобы язычок был расслабленным, послушным и легко произносил разные звуки.
(Артикуляционное упражнение «вкусное варенье»)
Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Посмотри внимательно, все ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давайте и это варенье слижем.
Чувствуйте, как понравился вашим язычкам такой массаж? Язычки стали спокойными и послушными.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем. А в этом конверте, посмотри-ка, … какая-то картинка. Что это? (воспитатель показывает на домик)
ДЕТИ: - Домик.
Слайд №1
ВОСПИТАТЕЛЬ: - В этом домике живет мышонок по имени «Шалунишка». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил для Вас разные испытания, с которыми мы должны справиться. А в конце испытаний наш ждет необычный сюрприз. Ну что примем приглашение мышонка?
ДЕТИ: -Да.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Значит мы в гости к мышонку поедем на автобусе.
(Звучит музыка и дети имитируют движения)
Слайд №2
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок нас приглашает на большое болото. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши — вот так:
Ша-шу-ша
Шо-ши-шо
- Ребята, как шумят камыши?
(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш],
сначала все вместе, потом индивидуально)
- Ребята, а отгадайте загадку и узнайте, кто живет в болоте.
Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это?
ДЕТИ: ЛЯГУШКА.
Слайд №3
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте?
Слайд №4
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?
ДЕТИ: Ш-Ш-Ш
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить.
Каранда… Малы… Камы… Ланды…
(Воспитатель показывает картинки,
а дети договаривают последний звук)
Слайд №5
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок хочет Вам рассказать странные истории, послушайте их, пожалуйста, и подумайте может ли такое быть. И помогите исправить эти предложения.
Мышка ловит кошку.
Машина едет на дедушке.
Шляпка носит Наташу.
Слайд №6
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!
Много разных звуков окружают нас,
Даже если тихо в комнате сейчас.
Мы сейчас, ребята, дружно
Будем звуки издавать.
(Выполняют движения по тексту стихотворения)
Будем глазками моргать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем ножками мы топать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем громко все считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем звонко, звонко хлопать:
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом молчать мы будем.
Слайд №7
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, ребята, Мышонок хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Выберем тех животных в друзья мышонку, в названии которых есть звук [Ш]. Кто же хочет подружиться с Мышонком?
(всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака)
(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка)
Слайд №8
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки.
(Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш])
Носит яркий гребешок
Наш веселый …
ДЕТИ: Петушок.
Рисует дружно малыши,
У них в руках …
ДЕТИ: Уши.
Вот бежит малышка
Серенькая …
ДЕТИ: Мышка.
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам ….
ДЕТИ: Машина
Слайд №9
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок хочет с вами поиграть. Игра называется «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].
с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш
Слайд №10
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой.
ШИ-ШИ-ШИ-ШИ
КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ШО-ШО-ШО-ШО
МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО
ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ
ША-ША-ША-ША
БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки, ударяя пальчиком в воздухе под звуковую композицию)
Слайд №11
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно на полку в магазине, и назовите, что продают из одежды? А именно нужно купить Мышонку?
(перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка)
ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.
Слайд №12
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие.
У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая.
У Мышонка не маленькое платье, а … большое.
У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие.
У Мышонка не маленький шар, а … большой.
Слайд №13
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот и закончились задания Мышонка.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся мы обратно в группу на автобусе.
(под музыку дети имитируют движения)
Рефлексия:
-Вот мы и в садике. Ребята, где мы были?
-Какой звук мы учили правильно и красиво произносить?
-В каких словах мы слышим эти звуки?
А за то, что мы справились со всеми заданиями Мышонка, он приготовил вам сюрприз - шарики. (Вручение подарков детям)
Слайд №11
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а наш волшебный ветерок «полетает», а мы последим за ним глазками. Покажите Мышке, как мы тренируем глазки.