Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная;
Методические приёмы:
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки, показ артикуляции).
Игровой (Д/игры «Где находится звук» «Пастушки, «Эхо», «Слова рассыпались»).
Практический (упражнения)
Предварительная работа: игры на закрепление умения детей определять наличие заданного звука в слове и на деление слов на слоги.
Материал к занятию: предметные картинки к схемам для звукового анализа слова; картинки для игры «Пастушок» - деления слов на слоги; тетради; красный и синий карандаш; слоговая таблица, игра: «Слова рассыпались»
Ход занятия:
1.Организационный момент (дети в кругу)
- Называем свое имя, определяем первый звук, называем любое слово на этот звук.
2. На доске схемы (звуковой анализ слова) и картинки
- Подберите картинки к схемам (вызываю детей)
3. « Где находится звук»
- Назовите любых животных:
Звук (К) – в начале слова (КОЗА, КОРОВА, КОШКА, КЕНГУРУ)
Звук (К) - в середине слова (СОБАКА, БЕЛКА)
Звук (К) – в конце слова (ЁЖИК, ЩЕНОК, БЫК, КРОЛИК, ВОЛК)
Пальчиковая гимнастика «Буренушка».
Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику
на
Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, на
каждое
Масла, простоквашки, название молочного продукта.
Молока для кашки. Снова «доят».
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
4. Чтение слогов и составление слов на тему « Домашние животные»
КО
БА
ЗА
ЛО
РО
ША
СО
ДИ
ВА
КА
КИ
СА
Корова – Собака –Коза – Лошади – Ваза
5. - Какое слово лишнее? ( ВАЗА)
Проводим звукобуквенный анализ слова
- Чем отличается звук от буквы?
- На какие группы делятся звуки?
- Как мы обозначаем гласный звук
- Ск. Звук, букв в слове ВАЗА?
- Назовите гласные и согласные звуки?
Запишите звуковой анализ слова «ВАЗА».
- Сколько слогов в слове ВАЗА?
- Измените слово ВАЗА так, чтоб оно состояло из трех слогов.
- Запишите слоговой анализ слова. (Ребенок записывает схему у доски)
Физминутка: «Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять !
Будем прыгать и скакать! ( прыжки на месте)
Наклонился правый бок (наклоны туловища вправо – влево)
Раз, два, три..
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку (сгибание ноги в колене)
Раз, два, три.
Согнем левую ножку.
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх)
И немножко подержали.
Головою покачали.(движение головой)
И все дружно вместе встали (встали)
6. Игра «Пастушки»
На доске картинки с животными .
- Сейчас вы превратитесь в пастушков и расставите животных по загонам.
- В первый загон вы поставите животных, в названии которых один слог.
- Во втором загоне должны оказаться животные, в названиях которых два слога.
-И в третьем загоне должны стоять животные, в названиях которых по три слога.
(проверяем)
7 .По первым буквам составляем слово:
- Из каждого слова возьмите только первый звук. Какое слово получилось?
Ножик, Ослик, Слон (нос)
Облако, Сосна, Арбуз. (оса)
Майка, Улитка, Хомяк, Аист (муха)
8. «Найдите слово в слове»
ДУДОЧКА (удочка, дочка), СКОТ, КРОТ , ШУТКА.
9. Игра «ЭХО» (закрываю листочком губы, произношу сама, затем ребенок)
ША – СА – ША наша Маша хороша ( Камила)
ШИ – СЫ – ШИ наши ушки хороши ( Ваня)
СЫ – ШИ – СЫ у осы, усы, усы. (Юра)
ИШ – ИС – ЫШ беги сюда малыш (Соня)
АШ – ОС –АШ у нас большой шалаш (Илья)
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
10. Предложения.
- Составьте слова из букв Е – Б – Л – А – К (Белка) (два ребенка)
- Составить предложения про белку
- два слова
- три слова
- четыре слова (разбираем последнее предложение)
- Сколько слов в этом предложении?
- Назовите 1сл , 2сл, 3сл, 4 сл.
- Какое это предложение - длинное и ли короткое?
Нарисуем схему этого предложения (ребенок у доски)
- Как пишется первое слово в предложении?
- Что ставится в конце предложения ?
- Какие еще знаки можно ставить в конце предложения?
11. Игра « Волшебная цепочка»
Замените первую букву в слове ЛУК. Чтоб получилось новое слово.
Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Если вам было интересно на занятии, поднимите картинку – солнышко. Если вы испытывали затруднения при выполнении какого - то задания, поднимите картинку - тучка.
Волина В.В. «Праздник Букваря» - М.:АСТ - ПРЕСС, Москва 1995г.;
Управителева Л.В. «Обучение грамоте в детском саду» Ярославль: Академия развития, 2007.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.