kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект образовательной деятельности "Что значат наши имена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста  по правовому воспитанию детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности "Что значат наши имена"»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему

«Что значат наши имена»

(материал рассчитан на 2 занятия или 1 занятие и беседы

в утренние и вечерние отрезки времени)


Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей, рассказать о том, как на Руси давались имена и что они означали.

Развивать интерес к этой теме, словотворчество.

Воспитывать чувство гордости за свое имя, уважение к именам других

людей.

Словарная работа: безымянный, отчество, залог (дать на хранение), слова (известность, знаменитость), полное имя, покровитель - (ангел-хранитель).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов , стихов, заучивание считалок, потешек, дразнилок.

Материал: лента времени (картины или иллюстрации исторических событий начиная с первобытного общественного строя, рабовладельческий, капиталистический, революционный, социалистический), сборники русского устного фольклора.


Ход беседы.

- Дети, обратите внимание на групповую фотографию.

- Чем вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?

Ответы детей:

В - Несмотря на то, что у вас много общего, все-таки у каждого есть что то, что нельзя увидеть, но это отличает его от другого. - Как можно выделить отдельного ребенка?

Ответы детей:

В - Попробуйте хотя бы на один день не употреблять в своей речи имена, и вы увидите, что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо придется на столько сложно и многословно описывать людей, которых можно назвать по имени. Например: « К нам в гости придет девочка с другой группы, которая находится напротив нашей группы: а можно сказать: « К нам придет Настя Иванова» это гораздо удобнее. Потому что в группе у них еще несколько девочек и тогда нам надо будет уточнять, кто же именно придет.

- Зачем нам нужны имена?

Ответы детей:

В - Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя человеку дается при рождении и на всю его жизнь.

« Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных: В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, Имя как сладостный дар, от родимых своих получает».

- Как вы понимаете слово безымянный?

Ответы детей:

- О чем нам могут рассказывать имена?

Ответы детей:

В - По именам можно не мало узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой, определить принадлежность человека к тому или иному народу. Такое распространенное имя : как Иван в Англии будет звучать как Джон, во Франции - Жан, в Испании - Хуан, в Германии - Ханс, в Италии - Джованни, в Польше - Ян.

- Что же такое имена?

Ответы детей:

В - Имена - это слова, но особые. Имя человека одно из составляющих его индивидуальности. И поэтому оно стоит впереди фамилии. В древности наши предки наделяли имя особой магической силой, рассматривая его как составную часть лица и скрывали от врагов маской. В некоторых древних сообществах человек мог «заложить», т.е. оставить в залог свое имя, как сейчас оставляют особо ценные вещи или бумаги. И до возвращения взятого никто не мог назвать его по имени. Воины, идя в бой, оставляли свои имена, отдавали на хранение, прятали. Имя человека возникло не случайно: шли годы, чем придумали способ выделения отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Путь имен был долгий одни имена забывались, на смену им приходили новые имена. И сегодня мы с вами отправимся в далекие времена, когда люди жили племенами и не имели имен. Обратите внимание на эту ленту времени. На ней изображены исторические события, происходящие в нашей стране за много - много лет. Историю происхождения имен можно проследить по ленте времени.

Иллюстрация.

В - В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличатся друг от друга, придумывали себе и другим клички. Как правило, такие клички отражали какое то главное достоинство человека: «Доброе сердце», «Храбрый», «Зоркий глаз». Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать в течении всей жизни. - Поэтому клички давали не сразу после рождения, а у отдельных народов, а то и более.

Иллюстрация.

В - Шло время, жизнь людей менялась, да и людей становилось все больше и больше. Поэтому новорожденных стали нарекать не именами, а простыми словами. Слова давались по разным причинам: одних именовали названием рыб, птиц, зверей, насекомых, растений, хотя они не имели ни какого сходства во внешности.

- Как вы думаете, какие имена зверей, птиц, рыб, насекомых давались людям и детям?

- Почему?

Ответы детей:

В - Родители надеялись, что мальчики по имени волк или зубр вырастут

сильными и выносливыми. Заяц и белка быстрыми и ловкими, орел и сокол стремительными и зоркими, хотите послушать, как это звучало. Из старинных документов известно, что был такой торговец Ерш Вислоухов, землевладелец Сом Иванов, кузнец Окунь Федоров, Конь Сидоров, Заяц Некрасов. Нам они сейчас кажутся смешными . Такие имена старались давать таким, которые выражали наиболее характерные признаки или внешние особенности. Весьма популярными были имена по цвету волос , кожи. - Если у человека светлые волосы, как его называли? А если черные, рыжие?

Ответы детей:

В - был беляк, светлый светляк, светлая, светлая белуха, черным чернява, рыжая, рыжик. Имена присваивались по росту, особенно тем телосложениям: Толстый, Сухой, Мал, Малюта, Большой, Голова, Любан. Иногда в больших семьях ребят именовали по порядку их рождения от 1 до 10: Первой, Первунья, Вторяк, Вторуня, Третьяк, Четвертяк, Пятак, Шестак, Семяк, Восьмяк, Девятко, Десятко. Отдельные имена характеризовали времена рождения ребенка (Зима, Весняк), явления природы (Метелица, Снег, Ветер, Пороша).

Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных: Пискун, Любик, Прыгун, называли детей и именами не очень привлекательными: Невенса, Нехорошко, Некрасив, Крив и т.д. Родители их называли так, чтобы нечистая сила, злые духи не погубили их. Были и такие имена как: Кислоквас, Огурец, Износ, Коврига, Тюря.

- От чего произошли эти имена?

Ответы детей: названий еды.

В - Почему же потом таких имен не стало?

Ответы детей:

Иллюстрация

В - Обратите внимание на эту иллюстрацию.

- Кто здесь изображен?

Ответы детей: - кузнец, охотник , рыболов.

В - В древней Руси на ряду со словами-именами давались и прозвища. Они

отражали род оего занятий. Рыболов, Охотник, Кузнец, Дьяк, Скоморох,

Богомол.

- Как понимаете значение этих слов?

Ответы детей:

В - Были и такие прозвища как Селянин, Новожил, Несвой, Татарин.

- Почему давались такие прозвища людям?

Ответы детей:

В - Эти прозвища указывают на место жительства человека или национальную принадлежность. Дети, нам с вами эти имена кажутся странными и даже смешными.

- Почему?

Ответы детей:

В - А в те далекие времена эти язычные имена были привлекательными и естественными.

Иллюстрация.

В - На смену именам - прозвищам пришли имена, которые подбирались детям по церковному календарю. Имя давалось ребенку в храме во время обряда крещения. Называли его так. как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником ребенка, или как говорят ангелом - хранителем. А день, имя - наречения называли именинами.

- Именины и день рождения - это одни и те же даты или разные?

Ответы детей: - разные, день рождения - когда родился, а именины - когда крестили.

В - Многие из вас тоже крещеные.

- А вы знаете имя своего ангела-хранителя?

Ответы детей:

В - Имена у ангелов - хранителей очень сложные и запомнить их трудно. Это может быть и Аккакий, Моккий, Соссия, Хоздазат, Дула, Трифилий, Евлантий, Фотий.

Эти имена живут и по сей день, они вам даются при крещении. Кто крещеный имеет два имени, одним называют родители, а второе дает священник при крещении.

Иллюстрация.

В - Глядя на эту картину, мы видим жизнь людей в далекие времена, неведанные нам. Жили тогда добрые молодцы, девицы - ракрасавицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Ушли пахать да косить, дома рубить, умели холсты ткать, узоры вышивать. А имена у них были Влас, Гаврилла, Ермил, Яким, Силантий, Савелий, Матрёна, Орина, Акулина, Фекла, Федосья, Немила.

- А в наше время вы слышали такие имена?

- Где? Когда? Кого так зовут?

Ответы детей: - произведениях «Федорино Горе», в сказках «Емелюшкой»,

крошечкой Хаврюшечкой, дразнилках, потешках, играх, или у бабушки или у дедушки.

В - Игра «Перелизы»

Все стоят по кругу один в середине, все говорят слова « у дедушки Трифона

семеро детей,

Семеро детей и все сыновья,

Они не пьют не едят, друг на друга глядят,

И все делают вот так».

Водящий в середине показывает движение и все повторяют его. Кто опоздал или сделал по своему, отдает финт.

В - Давайте вспомним прекрасные русские имена которые к сожалению, сейчас встречаются не часто. В этом нам помогут пословицы. Я вам буду читать пословицы а вы называете имя.

В - По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.

Дети: Семен, Тимофей.

В - Туги орешки тирешки.

Дети: Терентий.

В - Про горькую водку поют пеню горько.

Дети: Егор.

В - А сейчас давайте вспомним дразнилки.

Иллюстрация

В - На этой иллюстрации мы видим доблестных русских воинов, борющихся со врагом. Поэтому и имена у них были от слова «Слава» Святослав, Ярослав, Любослав, Гремислав, Метислав, Растислав, Гореслав. - О чем нам говорит имя Ростислав? (расти что?), Гремислав (греми что?).

В - Наши предки внимательно относились к выбору имен для своих детей, им хотелось, что бы их дети росли сильными, крепкими, добрыми, смелыми и сильными.

Иллюстрация

В - На ряду с русскими именами уже в древнюю Русь стали проникать

чужеземные имена, которые дошли до нашего времени. Елизавета, Мария, Иван, Федор, Наталья - этими именами называли людей нелегкой крестьянской доли, это труженики, угнетенные люди, работающие на кого?

Ответы детей:

Иллюстрация

В - Глядя на этих людей, не представить их до изнурения работающими на поле или голодающими. - Здесь изображены кто?

Ответы детей: - дворяне.

В - Они при крещении получали те же имена что и крестьяне, но произносились они на французский манер - и тогда Петр становился Пьером. В какой сказке мы встречали это имя?

Ответы детей:

В - Наталья - Натали, Екатерина - Кити, Дария - Доли, Николай - Николя. В - Встречаются ли у нас такие имена - Елизавета, Николай, Наталья, Екатерина, Дария, Ольга.

Ответы детей:

В - Правильно, когда называют по имени, отчеству .

- А как называют детей?

Наталья - Наташа,

Николай............................

Валентина...................................

Екатерина..............................

Григорий....................................

Евгений................................

Владимир....................................

Ольга....................................

Сергей........................................

Дария.....................................

Анастасия....................................

В - Наталья, Ольга, Сергей это не полные имена. Лиза, Женя, Вова короткие имена, неполные.

Иллюстрация.

В - На ряду с этими именами появились и другие, это понятно, началась новая жизнь, родителям хотелось чтобы судьба их детей, родившихся при советской власти, бала совсем непохожа на трудные судьбы до революции. Людям хотелось чтобы жизнь была красивой и имена старались давать новые, непохожие на старые. Детей называли именами героев, борцов за свободу. Появились имена, созданные по названию революционных месяцев: Ноябрь, Октябрь, Май называли мальчиков, а девочек Октябрина, Ноябрина, Майя. Также появились и такие имена: Звезда, Заря, Ракета, Лампочка, Электричка, Свобода, Победа, Труд, Мир. Этими именами люди прославляли труд и достижение: Гертруда - героиня труда, Люция - революция, Мирюга - мир. Но с этими именами пришлось быстро расстаться.

- Как вы думаете почему?

- Как бы звучало имя, отчество?

Ответы детей: - Звезда Ивановна, Андрей Ракетович.

В - Иногда можно услышать такое имя как Зоркий, Звездочки.

В - Кого так называют?

Ответы детей:

В - Очень много русских имен известно нам только из старых документов, они исчезли прожив века или напротив просуществовали очень не долго встречаясь в единых случаях некоторые длинные старинные имена люди заменили на более короткие, убирая конец или начало имени, или заменяя букву в середине слова. Федул - Федя, Селантий - Семен , Метислав - Митя, Гремислав - Гриша, Ростислав - Слава.

В - Многие женские имена произошли от мужских с добавлением звука «А» в конце слова. Павел - Павла,

Евгений..............................

Александр...........................

Июлий................................

Валентин.............................

Валерий..............................

История каждого имени складывалась по разному одни прожили долгую и сложную жизнь, прежде чем дошли до нашего времени, некоторые имена исчезли, другие появились совсем недавно. - Как вы думаете, от каких слов произошли имена сказочных героев?

Айболит...............................

Несмияна..............................

Снегурочка...........................

Незнайка..............................

Белоснежка...........................

В - Вот видите, как много интересного мы узнали про имена, а в следующий раз мы побеседуем о происхождении ваших имен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект образовательной деятельности "Что значат наши имена"

Автор: Олиниченко Ирина Андреевна

Дата: 28.08.2017

Номер свидетельства: 426494


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства