kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД о лекарственных растениях Республики Хакасия.Воспитатель рассказывает о полезных свойст некоторых растениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края»»

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Растения –лекари родного края»

Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном мире родного края
Цель: 
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом. 
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы. 
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта Хакасии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа: 
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход НОД:

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево» 
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную, 
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем 
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки, 
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.































(Показ музыкального видео «С чего начинается Родина?»)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

- Что такое Родина для вас? (Это мой дом, мой город, моя семья, моя мама, моя страна)

- А Дима расскажет нам стихотворение о Родине.

- Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок,

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое

Это все мое родное.

Слышишь песенку ручья -

Это Родина моя.

Детский сад, мои друзья -

Это родина моя!

Всех люблю на свете я

Это Родина моя.

- Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

- Как называется наша страна?

- А какая наша страна? (большая, красивая, огромная, богатая, сильная, любимая, необъятная, великая, могучая, непобедимая)

оспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию по нашей родной стране. Вы готовы?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: - А как называется  страна, в которой мы живем?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на нашу выставку (пейзажи гор, полей, морей, городов), что вы видите?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: - Это наша бескрайняя Родина - Россия! Россия является самой большой и одной из богатейших стран. У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн. Давайте вспомним, что мы знаем о гимне и флаге. Что изображено на гербе?        

У России величавой

           На гербе орел двуглавый

           Чтоб на запад на восток

           Он смотреть бы сразу смог

           Сильный, мудрый он и гордый

Он - России дух свободный.

Воспитатель: А какие цвета изображены на флаге России?

           Белый цвет-березка

           Синий - неба цвет

           Красная полоска -

облачный рассвет

         Воспитатель: Правильно ребята, а еще белый цвет – это благородство и чистота, синий - честь русского народа, а красный - наша любовь к России.

Герб и флаг, дети, это символы России, а еще у России есть гимн - давайте послушаем… (звучит гимн)…

Ребята, еще у нашей Родины есть другие символы, по которым ее узнают во всем мире, какие?...

 (дети отвечают…)

Воспитатель: Правильно! Это русские матрешки, балалайка, песня «Калинка», хоровод «Во поле березка стояла». Этот хоровод водили много лет назад и его до сих пор знают современные дети. А мы с вами давайте поиграем в игру - хоровод «Березка»

(дети водят хоровод)

Воспитатель: А вот и гости к нам пожаловали…

(появляются куклы в русских народных костюмах)

Воспитатель: В таких костюмах ходили наши далекие предки россияне. Хотите услышать рассказ про русскую старину?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: В далекие богатырские времена людским жилищам часто угрожали враги. Дворы в старой Руси были очень просторные, кругом загораживали их высокими заборами, с острыми наконечниками. Дома были деревянными и складывались из сосновых и дубовых брусьев .Складывались брусья с особым уменьем. Зажиточные, богатые люди строили себе дома высокие, с чердаками. У простолюдинов дома были черные, без труб. Главным украшением домов были образа(иконы), поэтому люди были очень верующими.(показ иконы). А в ваших домах есть иконы?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: Посуда для пищи делалась из глины и дерева и украшалась резьбой (показ выставки) Кушанья были просты и однообразны. Русские люди ели ржаной хлеб. Из кушаний, сделанных из теста, первое место занимали пироги, оладьи, сырники, блины. Каши приготавливались из круп овсяных, гречневых. Пшенная каша была редкостью.

 (пробуют каши).

Русский народ приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твердостью характера. Люди с  детства приучались переносить голод и стужу. Ребятишки бегали в одних рубашках , без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы. От болезней русский народ искал средства в церковных обрядах и прибегая к помощи травников-лекарей.

Ребята, а мы с вами используем народную медицину?

(дети отвечают…)

(играет народная музыка, выходит скоморох…)

         Скоморох: Все! Все! Все! На ярмарку спешите! Приходите без стеснения, билетов не надо! Предъявите только хорошее настроение! Приходите, разомните кости! Сегодня ярмарка приглашает в гости!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?

         (дети отвечают…)

Воспитатель: А вот мы с вами попали на ярмарку! Русские люди очень любили ярмарки, веселье. У них были свои музыкальные инструменты. Дети, а какие русские музыкальные инструменты вы знаете?

         (дети отвечают…)

Воспитатель:  Правильно, дудочка, гармошка балалайка, шумелка. Играли на них скоморохи. Они еще разыгрывали роли, наряжались в старинные платья, надевали на себя маски. На ярмарках люди веселились, водили хороводы, катались на качелях, играли в игры…

         (дети играют в игру «Бабка - ёжка»)

 Еще на ярмарку съезжались умельцы русские, чтобы показать свое мастерство.

         (показ матрешек и шкатулок)

А что вы видите на нашей ярмарке?

         (дети отвечают…)

Воспитатель: Все умеет русский человек! Превращать железо в изящную посуду, камень в ожерелье и шкатулку, дерево в посуду и игрушки. Слава о таланте русских умельцев разлетелась по всему миру. И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью и добротой сердец. Русский народ воспевает свою любовь к Родине в стихах и песнях. Ребята, а давайте вспомним стихи о Родине, которые мы учили…

3реб.                  Наш любимый край Россия

                            Где в озерах синева

                            Где березки молодые

                            Нарядились в кружевах

4 реб.        Небо синее в России

                   Реки синие в России

                   Васильки и незабудки

                   Не растут нигде  красивей.

5реб.                   Москва - это Красная площадь

                            Москва - это башни Кремля

                            Москва - это сердце России

                            Которое любит тебя.

6реб.         На карте мира не найдешь

                   Тот дом, в котором ты живешь,

                   И даже улицы родной

                   Ты не найдешь на карте той

                   Но мы всегда на ней найдем

                   Свою страну - наш общий дом.

Воспитатель:  Ребята, сегодня  мы с вами, совершили путешествие в прошлое России. Вам понравилась  наша экскурсия?

                   (дети отвечают…)

В конце нашего путешествия, хочу сказать, что мы русские люди- и должны с гордостью носить свое достойное имя.

 










Цель: Закрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках. Воспитывать любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа

Материал: иллюстрации с изображением природы России – леса, моря, реки, поля. Куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка, книги – русские народные сказки, карта, глобус, цветок, краски, кисти, салфетки, вырезанные платья из альбомных листов.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются с гостями, воспитатель обращает внимание на коробку с красочным бантом. Вместе с детьми открывают коробку, достают кукол в русских национальных костюмах. Дети рассматривают кукол, воспитатель предлагает дать им имена.

- Ребята, почему куклы так странно одеты, не так как мы?

- Посмотрите, что носили раньше женщины (длинная юбка, а вышитая, фартук вышитый, на голове лента

- Теперь давайте рассмотрим костюм, в котором ходили мужчины (рубашка вышита – называется косоворотка, пояс, на голове шапка, на ногах лапти).

- Ребята, наши гости предлагают совершить небольшое путешествие по нашей России, посмотрите на карту, какая у нас большая страна. Путешествовать будем с помощью цветика, только у нас не семицветик, а всего 5 лепестков, все разного цвета.

1. Лепесточек зеленого цвета

- Как вы думаете, с чем его можно сравнить, что он вам напоминает? Давайте найдем, где на мольберте есть такой лепесточек.

Воспитатель открывает иллюстрации с изображением леса.

- Что здесь изображено? (лес)

- Почему вы так считаете (много деревьев)

- Какие деревья растут в лесу (хвойные и лиственные)

- Если в лесу растут только березы, какой это будет лес (березовая роща)

- Если только сосны растут? (сосновый бор)

- Что ещё растет в лесу? (ягоды, грибы, цветы, трава, кусты)

- Кто живет в лесу? (звери, птицы)

- Предлагаю поиграть в игру «Засели и посади лес».

Дидактическая игра «Посади и засели лес»

Дети на ковре раскладывают деревья, животных, птиц, которые живуь в лесу.

- Для чего нам нужен лес? (дерево, животные, грибы, ягоды, воздух)

Срываем следующий лепесточек и ищем такой же.

2. Лепесточек синего цвета

- А этот лепесточек на что похож? Давайте посмотрим, что же здесь изображено на картинках?

- Что это? (река, море)

- Чем отличается река от моря? (у моря не видны берега, а у реки видны)

- Чем ещё отличается? (вода соленая в море, а в реке пресная)

- Какие вы знаете реки?

- Какие знаете моря? Посмотрите сколько у нас много морей и рек, каким цветом они обозначены? Почему местами темные пятна? (сильная глубина)

- Что человеку дает море? (морепродукты)

3. Лепесточек желтого цвета

- Ищем, где такого цвета стоит мольберт.

Рассматривание зерен.

- Что изображено на картине? (поле)

- Какого цвета поле (желтого, золотистого)

- На что оно похоже (на море)

Когда дует ветер по полю, как по морю проходят волны. Поле огромное, у моря не видно берега, а у поля- края, поэтому оно бескрайнее. По полю как по морю плывут корабли – комбайны. Полей в нашей стране очень много.

4. Лепесточек белого цвета.

- А что вам напоминает этот лепесточек? (белый лист)

- Давайте найдем, где такой же у нас лепесточек

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Сейчас каждый нарисует свои узоры на платье, какие бы хотели подарить нашим гостям.

Дети рисуют красками на уже заранее вырезанных платьях узоры.

- У нас остался один последний лепесточек – красного цвета.

На столе лежат предметы народного промысла.

- Чем богат наш русский народ?

- Что значит богатство русского народа? Это то что, принадлежит нашему народу? Подумайте и скажите? (хохлома, гжель, жостово, матрешки, русские народные сказки, песни)

- Вам понравилось занятие?

- Что больше всего понравилось?

- Что нового узнали?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края»

Автор: Грибанова Наиля Гадельжановна

Дата: 04.03.2017

Номер свидетельства: 397691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства