5. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька».
6. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
7. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.
Материалы и оборудование:
- посуда с гжельской росписью;
- иллюстрационный материал по теме «Гжель»;
- таблица с элементами гжельской росписи;
- заготовки из бумаги для росписи;
- материалы для творческой работы (кисти, гуашь, стаканчики для воды, тряпочки и салфетки, клеенка);
- музыкальный центр и запись музыки для настройки.
Методы и приемы:
словесный метод – чтение стихотворений, прием в форме вопросов и ответов;
наглядный метод - рассматривание гжельской посуды;
практический метод – роспись детьми моделей гжельской посуды.
Ход НОД
Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжельская роспись)
А почему вы так решили? (Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры).
Кто расписывает такими узорами? (Гжельские мастера)
А где живут и работают такие мастера вы знаете? (В подмосковном местечке Гжель).
-Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?
(ответы детей)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой вазу. Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Воспитатель:
-Понравилась вам сине-голубая сказка?
(ответы детей)
Беседа по сказке.
-О каком промысле эта сказка?
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? (широкая и узкая полоса,точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, («Надуть живот, одна рука на поясе.)
Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой.)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)
Воспитатель:
-А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель». Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
Воспитатель:
-Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.
(дети берут блюдца и садятся за столы)
-Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)
-Где расположен цветок? (в середине, наодной стороне посуды)
-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)
-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)
-Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.
-Капелька – один из любимых элементов Гжели.
Разбор этапов выполнения работы
• Серединка цветка.
• Лепестки-капельки.
-Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно).
Уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок.
-Приступаем к работе.
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)
В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом голубой скатертью.
Подведение итогов
Воспитатель:
-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне ).
-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!