Конспект НОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла» ( с использованием элементов ТРИЗ)
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла» ( с использованием элементов ТРИЗ)
- Познакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное;
- Сформировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала;
-Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Познакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное;
- Сформировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала;
-Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
-Воспитывать умение выслушивать товарища.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения.
-Воспитывать уважение к труду взрослых.
Безопасность: Формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.
Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.
Материал и оборудование:
Изделия из стекла: вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,
флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.
Ход:
(Дети стоят вокруг воспитателя на ковре)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас волшебный сундучок. Посмотрите, какой красивый! А в нем что-то спрятано. Как вы думаете, что там может быть? (варианты ответов)
Отгадать секрет нам поможет игра «Да- нет»
(Дети задают вопросы воспитателю о загадочном предмете, получая только два ответа да, нет)
(Дети угадывают предмет – стакан)
Воспитатель достает предмет и показывает детям. Это стакан.
Я стакан прозрачный,
Я стакан граненый.
Держите крепче меня руки,
Говорят, что я очень хрупкий.
Как вы думаете, из какого материала он сделан?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Верно. Этот предмет сделан из стекла. И я приглашаю всех пройти в Музей стекла.
(Дети образуют полукруг около предметов из стекла на безопасном расстоянии)
Воспитатель: Вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов. Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.
Дети: Вазы, стаканы, кувшин и т.д.
Воспитатель: В нашем музее много разных предметов. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.
Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?
Дети: Все предметы сделаны из стекла.
Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?
Дети: Стеклянные.
Воспитатель: Да, онистеклянные.
А хотите узнать, как делают стекло?
Дети: Да!
(Презентация: дети садятся полукругом на стульчики напротив экрана)
Воспитатель: Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.
Ребята, ну что, понравилась вам история возникновения стекла?
Дети: Да.
-Из чего «варят» стекло?
Дети: из песка, соды и золы.
-Где делают стекло и стеклянную посуду?
Дети: на стекольном заводе.
-Как называют человека, который создает стеклянные изделия?
Дети: стеклодув.
-Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув для выдувания стекла?
Дети: глиняной трубочкой.
-Что выпускает стекольный завод?
Дети: стекло.
(воспитатель читает стихотворение)
«Какого только в мире нет стекла!
Стекольная промышленность – нам в помощь!
И разными бывают мастера,
И с ними не страшна любая полночь!
Ведь украшаем часто дом стеклом,
И даже обереги покупаем!
Разглядываем внешний мир в окно,
Его без стёкол мы не представляем»
(физкультминутка Буратино»)
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «ЛАБОРАТОРИЮ», усаживайтесь поудобнее.
(звучит спокойная музыка)
(воспитатель напоминает детям о технике безопасности в «лаборатории»)
Дети, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите, как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?
Дети: Нет, не получилось.
Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?
Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.
Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.
Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан пуговицу. Что вы видите в стакане?
Дети: В стакане мы видим пуговицу.
Воспитатель: Какого цвета пуговица? (ответы детей)
Воспитатель: Если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?
Дети:Прозрачное.
Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.
Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.
Воспитатель:Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)
Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?
Дети: Стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.
Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.
Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
Дети: Стекло холодное.
Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стеклоскользкое.
Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук, что с ней произойдёт?
Дети: Игрушка разобьётся.
Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?
Дети: Нет, не надо её ронять, Она разобьется.
Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло бьётся. Онохрупкое.
Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? Нам сейчас расскажет Егор:
«Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бачок.
Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут»
Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.
Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?
Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.
Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаш и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?
Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук.
-А вы знаете, почему вазы «звенят»? От удара стекло начинает медленно и часто дрожать, эти колебания передаются воздуху вокруг вазы. В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим – «Дзинь»! Когда вы будете учиться в школе, вы узнаете об этом поподробнее.
Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.
Дети:
Прозрачное
Цветное
Твёрдое
Холодное
Гладкое
С бугорками
Скользкое
Хрупкое
Водонепроницаемое
Правильно, ребята, вы молодцы, хорошо запомнили свойства стекла. Зная свойства стекла, можно о стекле сказать так:
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь – разобьюсь.
Что это? Стекло.
(дети выходят на ковер)
Воспитатель: Дети, а сейчас поиграем в игру «Хорошо – плохо»
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)
Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении и т. д.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.
Воспитатель:
«Трудно мир представить без стекла!
Отрасль стекольная очень важна»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу, будем говорить пословицы и поговорки о труде:
У работающего в руках дело огнём горит.
Труд кормит, а лень портит.
Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.
Не хвались началом, похвались концом.
Дело мастера боится.
Легко сломать, а трудно сделать.
Не печь кормит, а руки.
Не работы бойся, пусть она тебя боится.
Делу - время, потехе час.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
Воспитатель: Наше занятие окончено, я вижу вам понравилось на занятии, вы были активны, молодцы.
А кто-то из вас хотел бы стать мастером- стеклодувом?