Конспект НОД в средней логопедической группе для детей с ОНР 2 уровня по лексической теме «Транспорт» «Мы едем, едем, едем…»
Конспект НОД в средней логопедической группе для детей с ОНР 2 уровня по лексической теме «Транспорт» «Мы едем, едем, едем…»
Цель занятия:Активизировать употребление слов-названий транспорта (автомобиль, автобус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка); обогащать словарь детей словами, обозначающими элементарные части самолета (нос, хвост, крылья, корпус, колеса); дать знания об обобщении названий транспортных средств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в средней логопедической группе для детей с ОНР 2 уровня по лексической теме «Транспорт» «Мы едем, едем, едем…»»
Конспект НОД в средней логопедической группе для детей с ОНР 2 уровня
по лексической теме «Транспорт»
«Мы едем, едем, едем…»
Коррекционно-образовательные цели.
Активизировать употребление слов-названий видов транспорта.
Ввести в активный словарь детей обобщающее слово «транспорт»
Закрепить и обобщить знания о транспорте.
Совершенствовать навыки словообразования.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными.
Упражнять в употреблении имён существительных в творительном падеже с предлогом С.
Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом в роде и числе.
Коррекционно-развивающиецели.
Развивать общую и мелкую моторику.
Активизировать и уточнить словарь по лексической теме: «Транспорт».
Развивать интонацию, дикцию, речевое дыхание.
Развивать связную речь, фонематический слух.
Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, мышление.
Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.
Закреплять навык диафрагмального физиологического дыхания, формировать сильную и длительную воздушную струю на выдохе.
Коррекционно-воспитательные цели.
1.Формирование положительной установки на участие в занятии.
2. Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятию, целеустремлённость.
Оборудование: Магнитофон, запись музыки для игры, «волшебный бассейн» с картинками с изображением видов транспорта, мяч, магнитная доска, письмо от Незнайки,
Демонстрационный материал: игрушка самолет, игровое поле для игры «Найди место», картинка с изображением воздушного шара, разрезанная на 4 части.
Раздаточный материал: предметные картинки с изображением видов транспорта, зеркала по количеству детей, конверты с наборами геометрических фигур.
Предварительная работа.Рассматривание транспорта, беседа о транспорте, его назначении и видах, правилах поведения на улице, заучивание упражнения «Самолёт», пальчиковой гимнастики «Лодочка», упражнения на дыхание «Надуваем парус!» физкультминутки «Паровозик», игра с мячом «Дружит или не дружит?», игры с геометрическими фигурами «Собери предмет».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день, как ярко и радостно светит солнышко. Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбки.
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"
Молодцы. А теперь давайте поделимся хорошим настроением и подарим улыбки нашим гостям. (Дети поворачиваются и улыбаются гостям).
Логопед: Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Посмотрите, вот оно.
«Дорогие дети! Пишет вам Незнайка. Мне очень нужна ваша помощь. Я захотел стать знайкой, но не смог справиться с заданием и попал в совсем незнакомую мне страну. А теперь, для того, чтобы вернуться домой, мне нужно построить воздушный шар. А я совсем не знаю, как это делается. У меня есть подсказки, но они разбросаны по разным полянкам. Если вы справитесь с заданиями, то сможете построить воздушный шар и поможете мне вернуться домой»
Логопед: Ребята, ну как, вы согласны помочь Незнайке?
Дети: Да!
Логопед: Но, чтобы собрать все подсказки, нам нужно побывать на различных полянках. А для этого придётся отправиться в путешествие. А на чем мы поедем, нам подскажет наш волшебный бассейн.
Подходите поближе и достаньте себе по одной картинке. Посмотрите внимательно и скажите, на чем каждый из вас отправится в путешествие. Давайте я попробую первая.
2.Игра «Путешественники»
- Я пойду по морю на корабле. А ты, Даша?
- Я полечу на самолете.
- Я поплыву на лодке.
- Я поеду на автобусе.
- Я полечу на вертолете.
- Я поеду на автомобиле.
- Я поеду на поезде.
Логопед: А теперь подумайте и скажите, как одним словом можно назвать всё, что изображено на этих картинках?
Дети: Транспорт.
Логопед: Отлично! На чём будем путешествовать, нам подсказали картинки. Предлагаю начать наше путешествие на автомобилях. Все согласны? - Да!
- Итак, отправляемся в путь.
В руки руль скорей берите и моторчик заводите.
Нажимаем на педаль, на машинах едем вдаль.
(Дети вместе с логопедом выполняют движения, о которых говорится
Дети присаживаются на ковёр. Логопед обращает внимание детей на яркий конверт.
- Ребята, посмотрите, что я нашла! Сейчас проверим, что в этом красивом конверте.
Ой, да тут ведь тоже картинки с изображением транспорта! Но они отличаются от друг от друга. Давайте их рассмотрим. (У логопеда картинки с такими же видами транспорта, как у детей, но во множественном числе).
- Дети, вы поможете мне сосчитать сколько автобусов, паровозов, автомобилей, лодок, самолётов … нарисовано у меня на картинках?
Далее игра проводится в форме диалога.
Игровой диалог «Скажи правильно»
Ход игрового диалога.
Логопед: Перед вами лежат картинки. На них нарисован транспорт. Вам нужно внимательно посчитать и сказать правильно, сколько предметов изображено на картинке.
- У меня один самолет.
- А у меня сколько?
- А у вас пять самолетов.
- У меня лодка (паровоз, автобус, вертолёт, машина, пароход).
- А у вас три лодки (два паровоза, четыре автобуса, …)
Логопед: Молодцы! Всё верно посчитали. Вы знаете, дети, сегодня к нам обещал прийти мой дружок. Он очень похож на вас – такой же непоседа! Угадайте, кто это?
Упадёт – не плачет,
Ножек нет, а скачет. (ответы детей)
Правильно, это мяч.
Посмотрите, какой он красивый, мой знакомый мячик Непоседа. Хотите с мячиком
поиграть?
Игра с мячом «Дружит или не дружит?»
Ну-ка, дети, не зевайте!
Ловите мяч и отвечайте:
Кто с кем дружит,
Кто с кем нет?
Дайте правильный ответ!
(Дети поочерёдно ловят мяч и отвечают на вопрос логопеда:
Машина «дружит» с автобусом или глобусом? Самолет «дружит» с ракетой или газетой? Корабль «дружит» с лодкой или ложкой? Трамвай «дружит» с поездом или домом? Поезд «дружит» с ракетой или котлетой? Мотоцикл «дружит» с малиной или машиной?
Логопед: Молодцы, ребята! Наш мячик передал часть картинки для Незнайки. Вот спасибо! Пусть наш мячик немного посидит, отдохнет. Ну, а мы продолжим наше путешествие. Посмотрите, у причала покачиваются на волнах лодочки. Предлагаю отправиться в путь по морю.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,–
Это лодочка моя. (ладони соединяют лодочкой, волнообразные движения)
Паруса подниму,
Синим морем поплыву. (выпрямить ладони, поднять их вверх)
А сейчас надуем наши паруса!
Упражнение на дыхание «Надуваем парус!»
Дышим правильно: надуваем живот, а плечи не поднимаем. Глубокий вдох носом и длительный выдох через рот. Щёки не надуваем!
Логопед: Вот мы и добрались до берега. Посмотрите, зеркальная полянка! Давайте присядем и поиграем.
Артикуляционная гимнастика «Поиграем».
А играть мы будем с язычком.
Взяли зеркала и смотрим на свои губки и язычок.
Это конь по полю мчит (цоканье язычком),
Это самолёт летит (У-у-у-у-у),
Лодка по реке плывет (л-л-л-л),
Загудел тут пароход (ы-ы-ы-ы).
Накачаем дружно шины (с-с-с-с-)
Загудел мотор машины (Дд-д-д-д),
Вот приехал паровоз (ч-ч-ч-ч),
Он вагончики повёз (та-то-ту, та-то-ту)
Завершаем мы игру.
Молодцы, вы все хорошо постарались и у вас получилось.
6. «Сложи предмет» (мелкая моторика).
А теперь язычки пусть отдохнут, а пальчики поиграют. Ребята, посмотрите на столы.
Видите, для каждого из вас приготовлены конверты с геометрическими фигурами. Я предлагаю вам интересное упражнение.
Пальчики – ваши друзья,
Есть для них работа.
Надо сделать что-то.
Из геометрических фигур надо выложить поезд, на котором мы продолжим наше путешествие.
Детям предлагается изображение поездов различных по форме и по цвету. Необходимо выложить их из геометрических фигур.
(Дети под музыку выполняют задание)
- Молодцы, ребята. А вот и еще одна часть картинки для Незнайки. Возьмём её с собой. А нам пора отправляться дальше. Предлагаю продолжить наше путешествие на поезде. Ну-ка, вагончики, пристраивайтесь скорее! (Дети становятся цепочкой друг за другом )
Физкультминутка «Паровозик»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу: Чух-чух-чух!
Я стучу, стучу, стучу: Тук-тук-тук!
Я лечу, лечу, лечу, опоздать я не хочу.
За дымком, за свистком
Братья бегают бегом. «Ту-ту-у-у!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения
вперед-назад)
Логопед: Мы приехали с вами на аэродром. Посмотрите, сколько здесь самолетов. Дети, а вы знаете, из каких частей состоит самолёт? Сейчас я вам расскажу.
Сенсорное развитие
7. «Пальчиком показывай, про самолет рассказывай».
Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у неё где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.
Впереди у самолета – нос. Сзади у самолета – хвост. Посередине – корпус. С одной стороны – крыло. С другой стороны – крыло. У самолета два крыла. Внизу у самолета три колеса. Самолет летит вверх. Самолет летит вниз (показывать).
Логопед: И с этим заданием вы справились. Получаем еще одну картинку для Незнайки. Молодцы, ребята! Давайте дальше полетим на самолёте.
Игровое упражнение "Самолёт" (координация речи с движением)
Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. (Руки в стороны.)
Я мотор завожу и внимательно гляжу. (Вращательное движение перед грудью) Правое крыло вперёд, (Поворот через правое плечо.) Левое крыло вперёд, (Поворот через левое плечо.) Вот взлетает самолёт. (Руки в стороны.)
Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу. (Встают на носочки и летают)
- Самолёты, на посадку!
Логопед: Отлично полетали! Посмотрите, на какую интересную полянку мы прилетели! Ребята, давайте рассмотрим, что есть на этой полянке. Это, наверное, какая-то игра. Хотите в неё поиграть?
Игра “Найди место».
На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущие вдоль моря. На столе лежат плоскостные изображения транспорта.
Вы уже знаете, что весь транспорт делится на воздушный – тот, который летает; наземный – тот, что передвигается по суше и водный – по воде.
Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.
-Самолет летит высоко в небе.
- Корабль плывет в море.
- Поезд едет по рельсам по железной дороге
- Легковая машина едет по дороге
- Вертолёт летит в небе.
- Лодка плывет по воде.
- Автобус едет по шоссе дороге
Логопед: Хорошо. Вы правильно разместили картинки и составили красивые предложения. Молодцы! И с этим заданием вы справились и получаете еще одну картинку для Незнайки. Смотрите, из этих картинок можно сложить воздушный шар. Давайте попробуем. Дети складывают изображение воздушного шара.
Молодцы! Вы все сегодня постарались и поэтому мы смогли помочь Незнайке.
Давайте помашем ему: До свидания!
9. Итог занятия.Рефлексия.
А наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад.
Глаза закрыли, повернулись.
В детский сад мы все вернулись!
Вот мы и в детском саду.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?
Стук в дверь. Заходит воспитатель.
- Извините, Наталья Михайловна, приходил почтальон и просил передать посылку. «Детям в детский сад от Незнайки».
- Спасибо! Здесь и письмо: «Я уже дома. Спасибо, ребята, вам за помощь! Примите от меня маленькие подарки».