Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию «Сапоги-скороходы»»
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе
на тему «Сапоги-скороходы»
Цель: Обучать детей составлять рассказы о различных видах обуви по предложенному наглядному плану.
Задачи:
Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова;
Упражнять в подборке слов-действий определений к данному слову, в составлении предложений по образцу, в правильном использовании предлогов в речи;
Развивать речевой слух, логическое мышление, слуховую и зрительную память.
Ход НОД:
Орг. момент:
-Ребята, посмотрите, что изображено на картинке(1 слайд)? о чем мы сегодня будем говорить. (Обувь)
- Как вы думаете, кто придумал обувь?
Древнему человеку приходилось ходить по острым камням, колючей траве. И он понял, что ноги нужно защищать. Как вы думаете, из чего была сделана первая обувь? (2 слайд) В более холодных странах даже придумали привязывать к ногам мешочки, набитые травой. Позже стали шить из кожи и меха сапоги. А обувь, напоминающую современную, изобрели рыцари, ходившие в дальние походы. Для того, чтобы защитить ноги, им нужны были прочные ботинки и сапоги.
- Давайте вспомним сказку, где главный герой носил красные сапоги. (Кот в сапогах)
- Совершенно верно! А вот и он! (3 слайд)
Кот: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Беда у меня, сапоги скороходы, мои помощники, порвались, а на улице зима, лапы мерзнут и болят. Я не знаю, что мне делать.
- Ты, уважаемый кот, зимой и летом в одних сапогах ходишь, вот лапы и болят, и сапоги быстро изнашиваются. А ведь обувь разная бывает.
Кот: Какая такая разная, расскажите мне все, что вы про нее знаете?
Актуализация знаний:
- Сейчас мы с ребятами сыграем в игру «Подскажи словечко» и ты узнаешь, какая бывает обувь.
Загадки. Игра "Подскажи словечко!" (Слайд 4)
Лужи, грязь нам не враги,
Коль наденешь … (Сапоги) уточнить какие
Истоптал я все тропинки,
Продырявил все. (Ботинки)
Шерстяные спаленки
Детским ножкам. (Валенки)
У сестрёнки-лапочки
На двух ножках … (Тапочки)
Чтоб дышали летом ножки
Надевайте …. (Босоножки)
Ноги в них быстры и ловки.
То спортивные. (кроссовки)
Выпал снег. Замёрзли ножки.
Нужно нам обуть. (Сапожки) уточнить – какие
-Кот, хочет узнать, какую обувь и с чем нужно носить, поможем?
Игра «Подбери пару»
Найдите одежду, с которой можно носить вашу обувь, договоритесь, кто ответит полным предложением.
- что можно обуть с платьем - туфли
- что можно обуть со спортивным костюмом - кроссовки
- что можно обуть с шубой - валенки, сапоги
- что можно обуть с брюками - ботинки
- что можно обуть с сарафаном - босоножки
- домашний халат – тапочки
- плащ – резиновые сапоги
Игра «Семейка слов»
А теперь поиграем в знакомую игру, прогуляемся в «словесный сад». И Кота в сапогах пригласим с собой. Расскажем ему как много слов связанно со словом сапоги.
- как можно назвать маленькие сапоги, сапог? Сапожки, сапожок.
- как называют человека, который чинит обувь, сапоги? Сапожник.
- как называется его мастерская? Сапожная.
- как называется крем для обуви, для сапог? Сапожный.
- как можно назвать очень большие сапоги? Сапожищи.
Кот: просто невероятно! Меня заинтересовал человек, который чинит обувь. Стало очень интересно, как же обувь устроена.
-Расскажем коту?
Игра «Назови детали обуви»
Дети по цепочке быстро передают шнурок и перечисляют детали обуви, не повторяются.
Если дети что-то не перечислили, показать и назвать эту деталь.
-Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово?
(ответ: «обозначает одежду»)
-А «язычок» тоже имеет два значения.
(дети отвечают)
-У слова «молния» тоже два значения. Какие?
-Правильно, ребята!
Физминутка
«Сапожки».
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте
Практическая часть:
Д/упражнение «Скажи наоборот»(игра с мячом)
- Давайте немного отдохнем и поиграем в мяч.
Дети встают в круг
- Я задаю вопрос и бросаю мяч кому-то из вас, а вы отвечаете и возвращаете мяч мне.
- Обувь, которую только что купили (какая) –новая
- Скажи наоборот. – старая
- Обувь, которую испачкали (какая) – грязная
- Скажи наоборот. – чистая
- У мамы на туфельках каблуки высокие, а у маленькой девочки? – низкие.
- Ваня шнурки завязал, а Саша… развязал.
- Я молнию застегнула, а ты… расстегнул
- Мальчик побежал, а девочка… остановилась.
Д/и«Что можно делать?»
- По-моему, наш Кот немного растерялся. Давайте напомним ему, что можно делать с обувью. Обувать, снимать, ходить, бегать, прыгать, покупать, продавать, дарить.
- Чтобы обувь долго служила и не портилась, за ней нужно ухаживать. Как? Чистить, мыть, протирать, смазывать обувным кремом и т. д.
Д/игра«Раздели пару»
- Обычно мы говорим о паре обуви. Но иногда на большом складе обувь теряется и остается один предмет из пары. Как о нем сказать?
Назовите ребенку любой предмет попросите рассказать, где он находится, выкладывая на столе предметные картинки и крышку с обозначением предлога (мяч на стуле, мяч под стулом, мяч за стулом).
Итог.
- Кот в сапогах узнал много нового про обувь. А вы?