Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Зимушка -зима"»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»
Воспитатель:Кудрявцева Светлана Юрьевна
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках
Ход занятия Организационный момент Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты- мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.
^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
( ответ-зима)
я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима). Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он! Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить. Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года? На дворе зима. А как же называются зимние месяцы? Закрепить признаки зимы Стали дни короче, Солнце светит мало. Вот пришли морозы- И зима настала! Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы? Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте. Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная); что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю); Молодцы, хорошо описали зиму! 3. Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима»«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:- Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
4. Физкультминутка «Зимой».Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
5. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».
6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд, А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек Пробрался к нам В двадцатый век? Морковкой нос, В руке метла, Боится солнца И тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают, А зиму таскают. (Валенки)
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)
С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые... (Снежинки)
Белый дед, белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму - Никто не поднимет. Весна придет - Он сам уйдет. (Сугроб)
Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)
Я снежная, я белая, Меня ребята сделали, Днём они всегда со мной, Вечером идут домой. Ну, а ночью под луной Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу, Знать никого не хочу. (Метель)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова. 7. Игра «доскажи словечко» : Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег! С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки! На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок! Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад! Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки! Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик! Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка! На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири! Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег! Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…) На какое слово они все похожи? (на слово «снег») Итог занятия- Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось