Организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование элементарных математических представлений посредством сказки математического содержания;
Создать условия для развития познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;
Способствовать формированию у детей личностных качеств: сопереживания, доброты, отзывчивости на материале НОД.
Задачи:
Организовать познавательную деятельность детей, направленную на совершенствование навыка количественного счёта;
Организовать практическую деятельность детей, направленную на выработку умения соотносить цифру 7 с количеством предметов;
Организовать практическую деятельность детей, направленную на выработку умения выкладывать изображение из геометрических фигур (квадратов) по образцу;
Организовать контроль за ходом и результатом практических действий детей;
Организовать оценку результатов НОД.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, сундук, красный клубок, цветные карандаши, картинки с изображением яблони по количеству детей, 10 квадратов 4х4 см у каждого ребёнка, игра «Найди отличия».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы сказки любите? Я сегодня вам расскажу сказку, которая называется «Друзья познаются в беде» (слайд 1). Как вы думаете, что означает выражение «Друзья познаются в беде». О чём пойдёт речь в сказке? (Дети высказывают свои предположения). А вот так было в сказке или нет вы сейчас узнаете. (слайд 2)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь (слайд 3), и была у него дочка Алёнушка (слайд 4). Уж такая красавица, каких белый свет не видывал. И помощница для родителей, никакой работы не боялась. Узнал о красавице Кощей Бессмертный и решил её украсть (слайд 5). Сел верхом на коня, схватил Алёнушку и ускакал в дремучий лес за тридевять земель в тридесятое царство. Загоревал царь (слайд 6).
- Что же теперь делать царю? (ответы детей)
- Издал царь указ: «Кто спасёт Алёнушку, тот получит её в жёны и полцарства в придачу». Но никто из добрых молодцев не решился отправиться в путь, уж больно опасным он был. Услышал об этой беде Иван-царевич (слайд 7) и говорит царю:
- «Не печалься, царь-батюшка, я тебе помогу. Я спасу Алёнушку». И отправился Иван-царевич в путь. Вышел он за порог, а впереди 3 дороги (слайд 8): одна ведёт налево, другая – направо, а третья дорога ровно посередине. Растерялся Иван-царевич, какую дорогу выбрать?
- Ребята, как вы думаете, какую дорогу выбрал Иван- царевич? (ответы детей).
Пошёл Иван – царевич первой дорогой. Долго он шёл или коротко нам неизвестно, только вдруг видит (слайд 9): стоит впереди избушка на курьих ножках, а в ней Баба-Яга сидит. Поздоровался Иван-царевич с Бабой Ягой и спрашивает: «Не знаешь ли ты, Бабушка Яга, где живёт Кощей Бессмертный, он дочку царскую украл?». А Баба Яга отвечает: «Знаю, если отгадаешь, что лежит в моём сундуке, то подарю тебе этот предмет, и он тебе укажет путь. А если не отгадаешь - не сносить тебе головы». (слайд 10) Пригорюнился Иван-царевич. Если не сможет он угадать, что лежит в сундуке, тогда Алёнушку никто не спасёт.
- Что же делать? (ответы детей)
- 1 подсказка: красный (ответы детей).
- 2 подсказка: круглый (ответы детей).
Если дети не догадываются, тогда
- 3 подсказка: Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,
С длинным хвостиком... (клубок) (слайд 11)
- Так и быть, отгадал ты мою загадку. Дам тебе волшебный клубок, он тебе укажет путь, - говорит Баба Яга. Отправился Иван – царевич следом за клубком. Смотрит Иван – царевич впереди яблоня стоит (слайд 12), и ветки так низко наклонила, что невозможно пройти. А на яблоне записка: «Пройти сможет тот, кто правильно сосчитает яблоки». Стал Иван – царевич яблоки считать: одно, два, четыре, семь, десять. А яблоня ветки не убирает.
- Почему? (ответы детей). Давайте поможем Ивану – царевичу сосчитать яблоки. И раскрасьте цифру, которая обозначает количество яблок.
- Убрала свои ветки яблоня, и пошёл Иван – царевич дальше (слайд 13). А чтобы в дороге ему было веселее, предлагаю вам отправиться вместе с ним.
Физминутка «Путешествие»:
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба широким шагом)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)
- Смотрит Иван – царевич, а впереди показался дворец Кощея Бессмертного, (слайд 14) обрадовался он, что наконец – то увидит Алёнушку. Но вокруг дворца высокий забор (слайд 15) и перебраться через него невозможно. Загрустил Иван – царевич.
- Что же делать? (ответы детей).
Давайте построим лестницу (слайд 16), чтобы Иван – царевич смог перебраться через забор. (Дети выкладывают лестницу по образцу).
Вопросы к детям:
Из каких геометрических фигур состоит лестница?
Сколько всего квадратов понадобилось?
Зашёл Иван – царевич во дворец, а там вместо одной Алёнушки целых две. (слайд 17) Засмеялся Кощей Бессмертный: «Ты никогда не сможешь узнать свою Алёнушку. Не вернуть тебе её во дворец». Но в этот раз Иван – царевич не расстроился, он знал, что ему обязательно помогут верные друзья.
- Давайте поможем Ивану – царевичу найти отличия. (Дети находят отличия между царевнами). Какая из этих девушек царская дочь слева или справа? (ответы детей). Вспомнил Иван – царевич, что у царской дочки на косе красивый синий бантик завязан. И выбрал девушку слева. Вмиг раздался сильный грохот, исчез дворец Кощея Бессмертного, и очутились они в царском дворце. Уж так обрадовался Царь, что скоро и свадебку сыграли (слайд 18). И стали они жить – поживать да добра наживать.
Рефлексия:
- Понравилась вам сказка?
- Трудные испытания выпали на долю Ивана – царевича?
- А какое самое трудное?
- Кто помог Ивану – царевичу пройти все испытания?
- Можно ли нас назвать друзьями Ивана – царевича?
- Почему?
Одним детям предлагаю раскраски по сказке, другим построить царский дворец.