Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению детей ПДД "Помощники пешехода" ( для детей подготовительной к школе группы)»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
Тема:«Помощники пешехода»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Автор: Клочкова Екатерина Александровна
воспитатель 1 квалификационной категории
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру поведения на улице с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Воспитывать уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.
Развивающие задачи:
1.Развивать внимание, мыслительные процессы.
2.Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Образовательные задачи:
1.Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
2.Закреплять знания детей о сигналах светофора.
3.Закреплять умение различать и понимать значение запрещающих, информационно-указательных, предупреждающих и предписывающих дорожных знаков.
Предварительная работа:
- Совместная деятельность с воспитателем – наблюдение за движением транспорта и работой водителя во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; беседа на тему: «Дорожная безопасность»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; изготовление макетов светофоров, моделей зданий (дома, магазины и др.); Дидактические игры «Улица города», «Цветные автомобили», «Транспорт»; чтение художественной литературы по ПДД; рассматривание альбома «Улицы города».
- Совместная деятельность с родителями – наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем как пассажиры выходят и заходят в автобус, где люди переходят дорогу и т.д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков; подбор материала и иллюстраций по данной теме для оформления портфолио.
Материалы: игрушка Незнайка, макет улицы,картинки с изображением подземного пешеходного перехода,макет светофора,таблички с изображением различных дорожных знаков, жезл регулировщика.
Введение в игровую ситуацию: В группе «живет» Незнайка (игрушка) и используется педагогом в различных игровых образовательных ситуациях. Перед приходом детей в сад воспитатель убирает Незнайку в спальную комнату, предварительно испачкав его одежду и взлохматив волосы. Постепенно дети собираются в группе и воспитатель спрашивает у них, не видели ли они Незнайку. Перед НОД педагог просит одного из детей принести из спальни книгу (линейку, стул и т.п.). Ребенок находит там любимого героя и приносит его в группу.
Ход непосредственной образовательной деятельности
В.: Ребята, посмотрите, Незнайка наш нашелся. Но что-то он сам на себя не похож. (Обращается к Незнайке): Незнайка, а что с тобой случилось? Почему у тебя такой вид?
Н.: Пока вас не было, я ходил к своим друзьям в соседний детский сад, и на улице меня чуть машина не сбила.
В.: Где же это ты шел, что тебя машина чуть не сбила?
Н.: Где, где! По улице!
В.: А по какой части улицы Незнайка ты шел?
Н.: Где машины ехали, там и я шел. И вообще, какая разница, где ходить.
В.: Незнайка, по-моему, ты совсем не знаешь правил дорожного движения.
Н.: Не знаю. Меня никто и не учил. Может, вы меня научите?
В.: Ну что, ребята, научим Незнайку правильно вести себя на улицах города?
Дети соглашаются помочь Незнайке.
В.: Ребята, как вы думаете, Незнайка прав, что ходить можно там, где ему хочется?
Д.: Нет, не прав.
Н.: А где можно? Как я узнаю?
В.: Ребята тебе сейчас расскажут и покажут?
Н.: А где они покажут?
Д.: У нас в группе есть макет улицы, на нем и покажем.
( Все подходят к макету)
В.: Незнайка, напомни нам, пожалуйста, по какой части улицы ты шел?
Н.: Там, где ехали машины.
В.: Ребята, скажите Незнайке, как называется часть улицы, по которой движется транспорт?
Д.: Проезжая часть.
В.: Правильно. Саша, покажи нам на макете проезжую часть и расскажи, кто может по ней двигаться.
Р. ( Показывает проезжую часть на макете улицы): По проезжей части могут двигаться только транспортные средства.
В.: А как же называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?
Д.: Тротуар .
В.: Аня, покажи Незнайке на макете тротуар.
(Ребенок показывает тротуар).
В.: Да, пешеходы должны ходить только по тротуару.
Н.: Да пробовал я идти по вашему тротуару, все время кто-то под ногами мешается.
В.: Ребята, скажите, а чтобы Незнайке никто не мешал и он не мешал другим пешеходам, как нужно ходить по тротуару?
Д.: Нужно ходить по правой стороне тротуара.
Н.: А если я захочу идти вот по этому тротуару? ( Показывает на тротуар, расположенный на другой стороне проезжей части).
Д.: Тогда тебе надо перейти через дорогу на другую сторону.
В.: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется место, где мы должны переходить улицу?
Д.: Пешеходный переход. ( Показывают на макете)
В.: Правильно. Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Как его еще называют?
Д.: Зебра.
В.: А Миша знает стихотворение о зебре. Давайте его послушаем.
- Зебра в Африке живет
Полосата очень.
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас
Здесь на перекрестке
Тоже зебра. В самый раз –
переход в полоску.
В.: Незнайка, теперь ты знаешь, что главный помощник пешеходов при переходе улицы – это пешеходный переход. Ребята, а мы с вами знаем, что у пешеходов на дороге есть еще помощники. Давайте познакомим нашего гостя с ними.
Я буду загадывать загадки, а ты Незнайка попробуй вместе с ребятами догадаться, о чем идет речь.
Н.: Хорошо, попробую.
В.: Грозно мчат автомобили,
Как железная река!
Чтоб тебя не раздавили
Словно хрупкого жучка,
Под дорогой, словно грот есть…
Д.: Подземный переход.
В.: Верно ( показывает рисунок подземного пешеходного перехода). В больших городах кроме наземных переходов, есть еще и подземные пешеходные переходы. А вот послушайте еще загадку.
Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрестком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему…
Д.: Регулировщик.
В.: Верно. Ребята, расскажите нашему другу, кто такой регулировщик.
Ответы детей.
В.: Да, на нерегулируемых участках дороги за порядком следит полицейский-регулировщик. Ребята, при помощи чего регулировщик управляет движением на дороге?
Д.: При помощи жезла?
Н.: А что такое жезл?
Д.: Это палочка, окрашенная в черно-белые полоски.
В.: Молодцы, ребята (показывает жезл). Жезлом регулировщик указывает, кому стоять, кому идти или ехать.
В.: А вот следующая загадка:
Днем и ночью я горю
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня,
Как зовут меня друзья?
Д.: Светофор
( Воспитатель показывает макет светофора).
Н.: Что-то я не пойму, а зачем светофору три глаза?
В.: Ребята, давайте расскажем Незнайке, почему у светофора три «глаза». Маша, скажи, что означает красный сигнал светофора.
Ребенок: Когда на светофоре красный свет – опасен путь, прохода нет.
В.: Аня, а ты объясни, на что указывает желтый сигнал светофора.
Ребенок: Если желтый свет горит – он «приготовься» говорит.
В.: А Андрюше расскажет о зеленом сигнале светофора.
Ребенок: Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В.: Незнайка, теперь ты понял, что означают сигналы светофора.
Н.: Понял.
В.: А чтобы еще лучше запомнить, давайте поиграем в игру «Огни светофора».
Подвижная игра «Огни светофора»
(В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик (воспитатель) показывает на макете светофора желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению; когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать; при красном – все замирают на месте. Ошибившийся выбывает из игры.
В.: Молодец, Незнайка, ты хороший ученик, все схватываешь на лету. Ребята, а мы с вами знаем, что у пешеходов и водителей есть еще одни важные помощники. Послушайте загадку и скажите, что это за помощники?
По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят.
Д.: Дорожные знаки.
В.: Верно, это дорожные знаки. Каждый знак на дороге стоит не просто так. Они рассказывают нам о том, какова дорога, что разрешается делать, а что нет. Давайте вспомним, на какие группы делятся дорожные знаки.
Д.: Предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предписывающие, знаки сервиса.
В.: А сейчас мы с вами и проверим, все ли знают дорожные знаки.
(Воспитатель раскладывает на столе различные дорожные знаки по количеству детей).
В.: Ребята возьмите, пожалуйста, по одному знаку.
(Дети берут знаки)
В.: А теперь разделитесь так, чтобы в каждой группе были дорожные знаки одного определенного вида.
(Дети делятся на группы)
В.:. Катя, Миша, Коля и Ваня, почему вы объединились в одну группу?
Д.: Потому что у всех нас запрещающие дорожные знаки.
В.: А почему ваши знаки называются запрещающие?
Д.: Они круглой формы. Имеют белый фон и красное окаймление и указывают на определенные ограничения движения.
В.: Коля, что запрещает твой знак?
Р.: Мой знак запрещает движение на велосипедах.
В.: Катя, а у тебя, что за знак?
Р.: У меня знак «Движение запрещено». Он запрещает движение всех транспортных средств.
В.: (обращается к другой команде). Ребята, а вы почему встали вместе?
Д.: У нас знаки треугольной формы с красной каймой.
В.: Как они называются?
Д.: Предупреждающие. Они предупреждают о чем – то пешеходов и водителей.
В.: О чем могут предупреждать эти знаки? Настя, например, твой знак что означает?
Р.: Мой знак предупреждает, что впереди опасный поворот.
В.: А твой Сережа?
Р.: Мой знак предупреждает водителя , что на проезжей части могут появиться дети.
В.: (Подходит к следующей команде). Ребята, а почему вы объединились в одну команду? Ведь у вас знаки разной формы – у кого квадратной, у кого-то треугольной.
Д.: А у нас информационно-указательные знаки. Они бывают прямоугольной и квадратной формы голубого цвета.
В.: Что означают ваши знаки?
Д.: Они показывают, как следует вести себя пешеходам и водителям в пути и где располагаются разные населенные пункты.
В.: Наташа, расскажи нам о своем знаке.
Р.: Он указывает на пешеходный переход. В этом месте можно переходить дорогу.
В.: А на что указывает твой знак, Ангелина?
Р.: Он указывает на то, что здесь находится место остановки автобуса.
В.: Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете дорожные знаки и правила и дорожного движения. Незнайка, а ты понял теперь, что просто так по улице не ходят и не ездят. И для пешеходов и для водителей существуют свои правила, которые необходимо соблюдать.
Н.: Понял, понял. Теперь я буду правильно вести себя на улицах и дорогах. Спасибо, ребята, что научили меня.
В.: Вот сейчас мы и проверим, как ты все запомнил. Предлагаю всем вместе поиграть, слушайте вопросы и если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если нет – молчите.
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
- Знает кто, что свет зеленый означает – путь открыт, а что желтый свет всегда нам о внимании говорит?
- Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
- Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
- Кто мне быстро даст ответ – кто идет на красный свет?
- Через дорогу кто идет, задумавшись, разинув рот?
- Кто согласен, что не просто миновать нам перекресток?
- Кто проникся уваженьем к нашим правилам движенья?
Н.: Молодцы, ребята! Спасибо, что научили меня, как вести себя на улице. В.: А я уверена, что в следующий раз, когда ты пойдешь к своим друзьям, несчастья с тобой не случится.
(Дети при желании продолжают игровую деятельность с макетами и дорожными знаками).