Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие в старину" в группах старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие в старину" в группах старшего дошкольного возраста
Коспект раскрывает содержание музыкального занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной музыкальной культуры. Рекомендовано к использованию музыкальными руководителями и воспитателями групп детского сада.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского народа, формировать интерес к народным песням и играм;
воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
создать атмосферу сотрудничества детей друг с другом и педагога с детьми.
Музыкальный репертуар: Русские народные мелодии «Полянка», «Лирический хоровод», «Из под дуба из под вяза», «Сизый голубочек», русские народные наигрыши на гуслях, балалайке, гармошке, песни: «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько».
Наглядный материал: картинки к дидактическим играм.
Методы работы: рассказ, беседа, игра.
Оборудование: презентация, народные музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубен, бубенчики, колокольчики), записи русских народных песен, русские народные костюмы для хозяйки и детей.
Ход занятия
Дети входят под русскую народную музыку «Полянка» останавливаются в кругу
М.Р.Добрый люд! Честной народ! Приглашаю в хоровод.
М.Р.Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу!
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется! Давайте улыбнемся друг другу.
Мы сегодня красиво одеты. Празднично, нарядно. У меня ноги сами в пляс идут! Потанцуем?
Пляска по показу.
Ребята, вы знаете, какие у нас костюмы? Да, это русские народные костюмы, так одевались люди в старину. Интересно, как они тогда жили, чем занимались, как веселились? А вы, ребята, хотели бы это узнать?А путешествовать любите? Давайте попробуем отправиться в прошлое, но, т.к. мы с вами в музыкальном зале, наше путешествие будет необыкновенное – музыкальное.
Закрывайте глаза. (Звучит лирический хоровод). Мы отправляемся в путешествие по волшебной «Реке времени» Как вода в реке течет, так и время не стоит на месте, все вокруг изменяется с течением времени. Медленно-медленно повернитесь вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.
Слайд «Град»
М.Р. Где это мы? Ворота старинного града - города. Такие высокие стены возводили в далёком прошлом. Слышите музыку? Кого же мы увидим за этими стенами?
Слайд «Гусляры»
Это гусляры - музыканты, которые играют на гуслях.
Слайд «Гусли»
Гусли – это самый старинный инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли.
М.Р.Как красивы переливы этого инструмента! Хотите поиграть на гуслях? Стоя играть не получится, давайте сядем на стульчики и представим, что у нас на коленях лежат гусли. Слушайте музыку и «играйте».
Слушание народная мелодия «гусли»
М.Р. Какие молодцы, замечательные гусляры! А как звучала музыка? - (медленно, спокойно, напевно, плавно)
Как и в наше время, музыка сопровождала людей в разные моменты их жизни: в боевом походе и на празднике, помогала спориться ремеслу и убаюкивала младенца в люльке. Русский народ с древних времён слагал былины и сказки, пел и играл
на музыкальных инструментах. Вслед за гуслями зазвучали балалайки, гармошки, бубенцы, трещотки, жалейки многие другие. Отгадайте музыкальные загадки.
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка.)
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
А весёлые старушки
Под неё поют частушки. (Гармонь)
А какие народные музыкальные инструменты вам знакомы?
Я принесла для вас ложки. Вы умеете на них играть? А как? (Дети показывают)
На ложках можно играть и по-другому. Хотите узнать, как? Пусть ваши ложки отдохнут, послушайте, как звучат мои. (М.Р. показывает новый прием игры на ложках) - На что похож звук? Пробуем так же сыграть?
(Дети пробуют играть на ложках ориентируясь на показ М.Р.)
- Молодцы, настоящие ложкари, можно и выступать. Выступим для гостей?
Уважаемые гости, перед вами выступает знаменитый ансамбль ложкарей подготовительной группы. Аплодисменты.
Оркестр под русскую народную мелодию по выбору М.Р.
М.Р.В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые и огородные работы – собирали урожай, а хлеб засыпали в амбары – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: "от скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым да полезным занятием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают, корзины да лапти плетут. То шуткой-прибауткой перебросятся, то песню затянут.
Слайд «Кузница»
Куда мы с вами попали? Это кузница, в ней работают кузнецы.
Они куют приговаривают
Молотками приколачивают.
Хотите разучить такую веселую песню. Пойдем к инструменту.
Исполнение песни М.Р.
Нравится песня? А чтобы пелось звонко, необходимо подготовить голосок. Ой, что это? Мне на ладошку упала снежинка. Покажите свою ладошку, может и к вам упадет снежинка. Давайте сдуем ее осторожно. Набираем воздух через нос, выдыхаем медленно, не надувая щек. А вы слышали, как зимой гудит ветер в печной трубе? Он сверху опускается вниз (у-у) А теплый воздух поднимается снизу вверх. Голосок приготовили, можно песню запевать. Превращаемся в веселых кузнецов.
«Во кузнице»
русская народная песня
Слайд «Корова»
М.Р. В кузнице работали мужчины. А женщины и молодые девушки (девицы) занимались домашними делами, ухаживали за животными.
«Ой, вставала я ранешенько»
Русская народная песня
М.Р. Вы обратили внимание, что я пела без музыкального сопровождения. Такое пение называется акапелла. Так звучали многие народные песни. Я вижу, что песня «Ой, вставала я ранешенько» вам очень нравится, давайте споем вместе. Песнями себя потешили, теперь пришел черед сказки сказывать.
А вы, ребята, сказки любите? Где-то здесь сундучок со сказкой? Интересно? (подзываю) Что это? Эти инструменты помогут нам рассказать сказку «Аленушка и Лиса». У каждого героя сказки - свой музыкальный инструмент. Возьмите понравившийся инструмент и будем вместе выбирать музыку для героев сказки. Нам нужна музыка для медведя, какой инструмент поможет нам озвучить медведя? Волка, лису, Аленушку? Аленушка - колокольчики
Медведь - бубен
Волк - трещотка
Лиса бубенчики
М.Р. А теперь начнем сказку сказывать.
Рассказчик. Жили-были старик со старухой. И была у них внучка Алёнушка. Позвали её раз подружки в лес по грибы. Пришли девочки в лес, собирали они грибочки, деревце за деревце, кустик за кустик... и отстала Алёнушка от подружек. Оглянулась она по сторонам - нет никого. И заплакала Алёнушка горько. (Дети подыгрывают на колокольчиках) Шёл мимо Медведь, тяжело ступал. (Дети подыгрывают на бубнах) Увидел девочку
Медведь. О чём, девочка, плачешь?
Рассказчик. А Алёнушка в ответ...
Алёнушка. Уходи, Медведь, я тебя боюсь.
Рассказчик. Пробегал мимо Волк - зубами щёлк.
(Дети подыгрывают на трещотках)
Волк. Не плачь, девочка, садись мне на спину - я тебя отвезу.
Рассказчик. А Алёнушка в ответ...
Алёнушка. Нет, Волк, я тебя боюсь.
Рассказчик. А тут Лиса мимо пробегала, хвостиком помахивала.
(Дети подыгрывают на бубенцах).
Рассказчик. Услышала, что кто-то плачет, и подошла.
Лиса. Не плачь, Алёнушка, садись ко мне на спину - я тебя домой отвезу.
Рассказчик. Понравилось Алёнушке, что голосок у Лисы ласковый. Она села к ней на спину и до дома так и доехала. А там уж и бабушка с дедушкой, и подружки - все её дожидаются. Обрадовались и давай веселиться:
заплясали весело, заиграли на трещотках, бубнах, бубенцах да колокольчиках!
Дети играют на русских народных инструментах - колокольчиках, бубенчиках, трещотках, бубне, пританцовывая.
М.Р. Тут и сказочке конец! Уберём музыкальные инструменты в сундучок, а сами пойдем играть.
Дети складывают музыкальные инструменты в сундучок
М.Р. Люди во все времена любили веселиться и играть в игры. Некоторые старинные игры дошли и до нашего времени. Есть замечательная игра - "Плетень".
Ребята, Кто знает, что такое ПЛЕТЕНЬ? (плетёная изгородь из прутьев, ветвей)
Для игры нам нужно разделиться на 2 команды.
Эй, плетень, мой, плетень, заплетайся,
Вы, детишки, скорей собирайтесь.
А ну-ка, покажите, как он плетется.
Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, и сплетают руки. Игра «ПЛЕТЕНЬ».
М.Р. Вот и подходит к концу наше путешествие в старину. Нам пора возвращаться. Закрывайте глаза, мы перенесемся в настоящее время.
М.Р. Вот мы и вернулись.
Рефлексия:
М.Р. Ребята, вам было интересно путешествовать?
Что нового вы узнали? (Дети отвечают)
Жалко, что с вами сегодня не путешествовали ваши мамы и папы. Как вы думаете, им бы понравилось? В нашем городе есть краеведческий музей. Вы можете его посетить вместе с родителями и узнать еще много нового и интересного.
М.Р. Мы помним и почитаем обычаи нашего народа. Живем в современном мире, каждый день приносит что-то новое и интересное. Современная музыка отличается от народной. Появились новые музыкальные инструменты, музыка, которую слушали наши предки, теперь звучит по-новому, в обработке. Но также, как и наши предки много лет назад, услышав народные мотивы, мы с вами начинаем прихлопывать, приплясывать. Ну кого оставит равнодушным весёлая кадриль?!
фрагмент "Кадриль"
Хотите потанцевать? Движения будут простыми. Попробуем сначала без музыки? (Идем по кругу, парами играем в ладошки, машем «крылышками» и делаем пружинку)
Танец « Кадриль»
М.Р. Русский народ всегда был очень гостеприимным, хлебосольным, гостей хорошо принимал да сладостями угощал. Вы сегодня мои гости, и я хочу угостить вас. Петушков кушайте да маму с папой слушайте! До свидания
Дети уходят из зала под русскую народную мелодию «Полянка»