Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста Тема: «Удивительная картошка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста Тема: «Удивительная картошка»
Данная непосредственно образовательная деятельность включает в себя элементы игры и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста и является составной частью аттестационной работы педагога на высшую квалификационную категорию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего возраста Тема: «Удивительная картошка»»
Цель: Познакомить детей с элементарными видами исследования на примере изучения свойств картофеля. Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси.
Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как о продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Познакомить с основными компонентами в составе картофеля.
Развивающая:
Развивать навыки проведения лабораторных опытов (работать с прозрачной посудой, с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности) и умение работать в группе детей, обращать внимание на мнение партнёра;
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших выводов, планированию этапов своих действий.
Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.
Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная
Формы организации: подгрупповая.
Методы и приемы: игровой, практический, словесный, наглядный.
Место проведения: музыкальный зал.
Оборудование и материалы:
Огород, деревья, бутафорские клубни картофеля, картофель, ведра, лопаты, Стрекоза, полянка, наглядные картинки, игра на развитие внимания: «Пазлы», халаты, контейнеры, пипетки по количеству детей, мука, крахмал, йод, пластиковые тарелки с разными овощами для опыта редис, картофель, огурец), терка, влажные салфетки, маски: «Картошка».
Предварительная работа:
Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
Чтение сказки «Эта забавная картошка».
Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».
Наблюдения на огороде.
Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
Уборка картофеля в огороде.
Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи», паззлы.
Наблюдение за ростом картофеля.
Презентация «Откуда к нам пришла картошка».
Ход образовательной деятельности
Дети заходят в зал под музыку: звучит песня «Улыбка». Воспитатель: - Придумано кем - то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Подарите нашим гостям красивую улыбку.
Воспитатель: - Я вас приглашаю на необычную прогулку.
Послушайте сказку:
«В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне,-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать…»
Воспитатель: - Ой, а кто это нас встречает?
(макет Стрекозы)
Воспитатель: - Кто это?
Дети: - Стрекоза.
Воспитатель: - А что ты такая грустная?
(делает вид, что слушает Стрекозу).
Воспитатель: - Ребята, все люди осенью собрали урожай, выкопали картошку, а Стрекоза всю осень проиграла, пропела, а картошку выкопать не успела.
Поможем Стрекозе выкопать картошку?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А какой инвентарь нам нужен для того, чтобы выкопать картошку?
Дети: - Ведра, лопаты.
Воспитатель: - Я вам сейчас напомню, как нужно выкапывать картошку.
(показывает)
Воспитатель: - Вспомнили?
Воспитатель: - А теперь возьмите ведра, лопаты, проходите на огород.
(Копают картошку минусовка Антошка)
- Ну что, весь урожай собрали? Давайте посмотрим, какой урожай мы с вами собрали. Проходите на полянку, высыпайте картошку, присаживайтесь.
(проходят на полянку. Высыпают на середину полянки картошку. Рассаживаются)
Воспитатель: - Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды, он еще и хорошее лекарство. А кто знает, как можно лечиться картофелем? (Например, если простудился - надо подышать над паром варенной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги).
- Вот такой удивительный овощ - наш картофель!
Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далек:
С запада и на восток.
Воспитатель: - А интересно ли вам узнать историю про картошку? (Показываю картинку).
Раньше картошку в России не выращивали, она росла далеко, далеко в Южной Америке. И вот однажды моряки привезли из Европы картофель. Но на вкус он им не понравился, и его не сразу стали употреблять в пищу. Их привлекли цветки этого растения; знатные дамы украшали ими платья и шляпы). (показываю картинку) .
А завез картофель в Россию Царь - Пётр I. Но люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая, ведь ели они зеленые ягоды после цветения. (показываю картинку).
Они называли ее “Чертовым яблоком”. И однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом). И даже придумали пословицы и поговорки о картофеле.
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Без труда картошка не родится никогда.
Воспитатель: - Стрекоза, ты поняла, насколько ценный и полезный овощ – картофель и как важно вовремя собрать урожай!
Долго вместе мы сидели
И друг другу надоели.
Не пора ли нам всем встать
В игру пазлы поиграть?
(игра: «Собери пазлы»)
Воспитатель: - Ребята, а сейчас настало время узнать, из каких веществ состоит картофель.
Воспитатель: - Я хочу пригласить вас и Стрекозу в лабораторию.
Воспитатель: - Стрекоза в лаборатории впервые, давайте расскажем ей правила поведения в лаборатории.
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
- быть предельно аккуратным.
- и обязательно нужно надеть специальную одежду.
Воспитатель: - Я предлагаю вам надеть специальную одежду и пройти за столы.
(Дети садятся за столы)
Опытно- экспериментальная деятельность:
Показывает воспитатель:
Воспитатель: Посмотрите, в руках у меня картофель, и если натереть сырой картофель (показывает), то у нас что получилось?
Дети: - Жидкая кашица.
Воспитатель: - Значит, в картофеле есть вода.
Воспитатель: - А если процедить воду через марлю и дать отстояться какое – то время….
(показывает готовый результат).
То можно увидеть, что образовался белый осадок.
(показывает).
Если высушить осадок, то он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: И называется это вещество - крахмал или картофельная мука.
Повторите слово- крахмал.
Значит можно сделать вывод, - в картофеле есть крахмал.
А крахмал нужен для приготовления многих блюд, для заваривания киселя,
масок для красоты.
Итак, какие картофель содержит вещества?
Дети: - Вода и крахмал.
Воспитатель: - Отлично! Ребята, перед вами находятся два контейнера, в одном мука, в другом крахмал. Скажите, чем они похожи? (Похожи цветом) А чем отличаются? Я вам предлагаю потрогать сначала муку. (трогают).
А затем крахмал (трогают).
(Отличаются на ощупь).
А теперь я предлагаю вам поставить перед собой контейнер с мукой, капнуть каплю йода на муку. Что произошло? (Мука стала коричневой).
Давайте посмотрим, что случится, если йод капнуть в крахмал (Он посинел).
Воспитатель: - Совершенно верно, если на крахмал накапать каплю йода – он посинеет. Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, перед каждым из вас стоит стаканчик с коричневой жидкостью, это я в воду накапала немного йода. Итак, берем кусочек картошки и аккуратно опускаем ее наполовину в наш раствор. Вынимаем, что произошло с картошкой? (Она посинела).
Воспитатель: - И что это значит? (В картошке есть крахмал)
• Поочередно опускаем в раствор разные продукты
Воспитатель: - Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: продукты содержащие крахмал, при контакте с йодом синеют.
Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи! Тебе понравились опыты с картофелем? - Стрекоза? А вам ребята?
Воспитатель: - Что нового вы узнали?
Воспитатель: - Что узнали в процессе исследования?
Воспитатель: - Мы сегодня много с вами хорошо поработали, узнали много интересного. Провожаем Стрекозу!!!!
(Стрекоза уходит)
Воспитатель: - И как говорят в народе:
«Делу время – потехе час!».
Приглашаю я на танец вас.
(танец: «Веселая картошка» под музыку: «Финская полька»)
Воспитатель: - Что ж, милые друзья, рада, что не подвели меня!
Но о картошке мы еще не все еще узнали,
И о ней мы поговорим еще.
(стук в дверь)
Воспитатель: - Кто это может быть?
(входит ребенок подготовительной группы, переодетый в повара, в руках у него разнос с печеной картошкой).
Повар: - Здравствуйте, ребята. Ко мне на кухню прилетела Стрекоза и передала для вас гостинец. Она сама приготовила. Угощайтесь.
(Воспитатель берет разнос).
Воспитатель: - Спасибо тебе большое!
(повар уходит).
Воспитатель: - Вот, оказывается какая Стрекоза работница, и еще отличная хозяйка, не зря она была у нас в гостях. А угощение мы будем кушать в группе.
Воспитатель: - Ребята. Но и наши гости не останутся без подарков. Давайте мы подарим им «стрекозки – напоминалки», чтобы всегда все свои дела делали вовремя!