˗˗ Дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека.
˗˗ Упражнять детей в умении правильно согласовывать прилагательные с существительными, грамматически правильно строить предложения.
˗˗ Формировать элементарные навыки охраны глаз; гигиенические навыки (как беречь глаза).
˗˗ Формировать чувственный опыт детей.
˗˗ Развивать умение выслушивать других детей, тактильные и зрительные ощущения.
˗˗ Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, и в частности к органам зрения.
Форма проведения:
Рассматривание. Беседа. Экспериментирование.
Оборудование и материалы:
Мольберт, листы А4, фломастеры, шарф, варежки, пирамидка, иллюстрации по правилам безопасности глаз, плакат о строении глаза.
Предварительная работа.
Рассматривание плаката о строении глаза, рассматривание и обсуждение проблемных ситуаций, связанных с безопасностью глаз, беседы о гигиенических навыках по уходу за глазами, об умении сохранять и укреплять свое здоровье, загадывание и разгадывание загадок, чтение стихов, художественной литературы.
Воспитатель загадывает детям загадку.
˗˗ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят (ответы детей).
˗˗ Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Вопросы к детям:
˗˗ Сколько у нас глаз?
˗˗ Как они расположены?
˗˗ Почему? (Чтобы видеть и справа, и слева, т.е. все вокруг).
˗˗Ребятки, повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у вас глазки!!! Какими словами мы о них говорим, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые, лучистые и т.д.)
˗˗ Каким бывает цвет глаз? (карие, голубые, серые, черные, зеленые)
˗˗ Какие по размеру бывают глаза? (большие, огромные, маленькие)
˗˗ Глаза у всех людей разные и красивы по-своему, но все они устроены одинаково и имеют защиту. Подумайте, ребятки, как защищены наши глазки? (веки, ресницы защищают их).
˗˗ Как реснички и веки оберегают глаза?
(Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота, при опасности веки и ресницы закрывают глаза, глазки щурятся).
˗˗ А зачем человеку слезы? (ответы детей)
˗˗ Слезы тоже защищают глаза. Если попала пылинка или соринка в глаз, глаз начинает слезиться и слезинки выталкивают соринку наружу.
˗˗ Но чтобы сохранить глаза и хорошее зрение, недостаточно только этой защиты. Человек должен сам беречь свое здоровье, зрение, делать специальную гимнастику для глаз (оздоровительная минутка).
˗˗ Когда наши глазки устают, надо делать следующие упражнения:
˗˗ Зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).
˗˗Затем круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз (10 раз).
˗˗ Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно (5 раз).
˗˗ А теперь посмотрите в окно вдаль (1 мин.)
˗˗ Это мы сделали гимнастику для глаз, чтобы они не уставали.
Игра-эксперимент «С закрытыми глазами». Дети выходят по одному и с завязанными шарфом глазами выполняют разные задания: надеть варежки, нарисовать карандашом на листе солнышко, собрать пирамидку и т.д. После выполнения задания ребенок рассказывает о своих трудностях, ощущениях.
Вывод:
˗˗ Видите, как трудно обходиться человеку без глаз. Они, действительно, настоящие наши помощники. Чтобы уберечь наши глазки, сохранить зрение, мы должны помнить и соблюдать правила гигиены и безопасности. Давайте их вспомним. (Воспитатель показывает соответствующие картинки, а дети называют правила с помощью воспитателя):
˗˗ Каждое утро умывать глазки теплой водой.
˗˗ Нельзя сыпать песок в глаза (летом), кидаться снежками (зимой)
˗˗ Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза (карандаши, кисти, палочки от пирамидки, ножницы, ложки, вилки и т.д.)
˗˗ Нельзя близко смотреть телевизор и долго играть в компьютер.
˗˗ Нельзя лежа читать и смотреть книгу, только сидя за столом.
˗˗ Летом, когда ярко светит солнце, нужно ходить в солнцезащитных очках, беречь глаза от яркого света.
˗˗ Постоянно делать гимнастику для глаз.
˗˗ Употреблять в пищу много овощей и фруктов, там витамины.
˗˗ Молодцы, дети, теперь я уверена, что вы всегда будете помнить и соблюдать эти правила и сбережете свое здоровье и хорошее зрение. А сейчас с вами хочет поиграть зайчик (раздаю всем детям силуэты бумажных зайчиков и вместе с ним выполняем упражнения согласно тексту:
Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Вот их сколько, посмотрите,
Зайчиков скорей берите (дети сами берут).
˗˗ Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайчик влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый.
Зайка скачет вверх и вниз,
Ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас
Открывать не надо глаз.
˗˗ Молодцы, ребятки, этих зайчиков вы оставите себе и будете в любое время с ними играть, чтобы ваши глазки никогда не уставали и не болели.