Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки. - Посмотрите и назовите, что вы видите на столе. Как одним словом можно назвать эти предметы? - Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? - Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки.) - Для чего нужна глубокая тарелка? - А мелкая тарелка для чего нужна? - Что бывает глубоким и мелким? Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный). Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? - Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? - Значит, как одним словом сказать, какие они? Воспитатель (берет в руки металлические чайную и столовую ложки). Чем похожи эти два предмета? Правильно, они сделаны из одного материала, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? - Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? - Для чего нужна чайная ложка, для чего — столовая? - Какие стеклянные предметы вы видите на столе? - Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны? Поднимаю над столом две тарелки. Эта тарелка глубокая, а эта... мелкая. Эта ложка столовая, а эта... чайная. Один стакан... высокий, а другой... низкий. Выставляю на стол пластмассовые игрушки. Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? Игра «Отвечай быстро» Воспитатель. А сейчас поиграем в игру. Все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга, и бросать мяч. Например, я кину мяч Лене и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре. - Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляю на стенд картинки с изображениями посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Приглашаю к столу ребенка. В случае затруднения оказываю ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагаю детям отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Откладываю картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой». Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий. | Дети называют. Дети. Посуда. Дети. Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом. Дети. Одна тарелка — глубокая, другая — мелкая. Дети отвечают. Рассуждения детей Дети. Тарелки — глубокая и мелкая, вилка, ложка. Дети. Из металла. Дети. Металлические. Дети отвечают. Дети. Одна — большая, другая — маленькая. Дети отвечают. Дети. Стаканы. Дети отвечают. Дети. Пластмассовые Дети называют предметы определенного качества Дети в игровой ситуации составляют описательные рассказы. |