- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рисование элементов дымковского узора;
- разучивание стихотворений.
Ход занятия
Установление эмоционального контакта
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Ребята улыбнитесь друг другу и мне.
- Сегодня я предлагаю вам поговорить немного об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами которые умеют превращать различные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесных игрушках, которые сейчас есть у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. Игрушки делали из подручных материалов, например, мама делала для своей доченьки куклу из ткани. Как вы думаете, как такую куклу называли (ответы детей). Ребята таких кукол называли тряпичные. Вот посмотрите, как выглядела эта кукла. А вот эту необычную куклу сделали из ниток. Как бы вы её назвали? (ответы детей). Можно сказать ниточная кукла. А если кукла из бумаги, то она какая? (ответы детей) Правильно ребята бумажная. А вот если кукла из глины, то она какая? (ответы детей) Сегодня к нам на занятие пришла в гости одна из глиняных кукол. Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село…. Ребята как вы думаете, про какое село я сейчас говорю. Дымково…. А знаменито это село своими игрушками, которые называются (ответы детей) дымковскими.
Ребята, а какие вы помните дымковские игрушки? Я предлагаю вам сесть за столы и посмотреть на экран. (Рассмотреть с детьми орнаменты).
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный.
- Вот такими игрушками в детстве играли ваши дедушки и бабушки. Ребята, а вы хотели бы, чтоб ваши дедушки и бабушки вспомнили своё детство? Ведь детство это самая лучшая пора. Я предлагаю вам сегодня слепить дымковского коня и тем самым порадовать их.
Для начало сделаем зарядку для наших пальчиков, чтобы они хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика
Еду, еду на лошадке
Еду, еду – путь не гладкий.
Скок, скок,
перескок
Через речку на мосток.
И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
Сейчас и мы попробуем вылепить коня.
1. Разделим кусок пластилина на два: 1 большой, второй – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.
6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост.
Физминутка
Конь меня в дорогу ждет - руки за спиной сцеплены в замок
Бьет копытом у ворот - ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног
На ветру играет гривой пышной,
сказочно красивой - покачивания головой, затем наклоны в стороны.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу - подскоки на месте
Цок - цок - цок,
Цок - цок – цок - руки полусогнуты в локтях перед собой
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой – помахать рукой.
Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Мы слепили с вами каких коней? (дымковских). Мне кажется, они у нас не совсем получились дымковские, они белые. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете украшать коня. (Даю детям возможность подумать над предстоящей работой). Подумали? Да, дымковские кони очень красивы и на них изображены круги, точки, полоски, волнистые линии.
(Дети начинают украшать своего коня)
Анализ детских работ
- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!
- А вам нравятся ваши работы?
- Какой конь вам понравился больше всех?
- Расскажите чем?
- Какие цвета использовали?
- Какие элементы узора?
- Хотелось ли вам такие игрушки получить в подарок?
Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы, думаю, ваши дедушки и бабушки залюбуются нашими конями и вспомнят о своём детстве. А ещё они нас будут охранять. На этом наше с вами занятие окончено.
Самоанализ НОД по лепке «Дымковский конь»
в старшей группе
Цель: знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.
Задачи:
· образовательная – познакомить детей с росписью дымковской игрушки.
· развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию, интерес к лепке; развивать словотворчество.
· коррекционная – активизация словаря по теме; развивать умение сочетать слова текста с движениями; развитие моторики пальцев рук.
· воспитательная – воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.
Материалы и оборудование: картинки дымковской игрушки (слайды), пластилин, стеки, дощечки, салфетка, подставки под изделие.
Предварительная работа: - рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рисование элементов дымковского узора;
- разучивание стихотворений.
Структура НОД, методы и приёмы работы с детьми подобраны с учётом возрастных особенностей детей. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими возрасту детей. НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна поставленным задачам.
Целью данного НОД является закрепление навыка раскатывания пластилина круговыми движениями ладони, а также использование других приемов лепки: отщипывание, скатывание, надавливание. Данная цель достигнута с помощью решения развивающих, обучающих, воспитывающих задач, которые решались в практической части НОД. Дети лепили два цилиндра.С данным заданием все дети справились, были активны. При создании в лепке сюжетной композиции, при работе особых трудностей дети не испытали. Но вместе с тем один ребенок (Егор) с данным заданием самостоятельно справиться не смог, понадобилась помощь воспитателя. В дальнейшем с данным ребенком запланирована индивидуальная работа.
Одной из второстепенных развивающих задач было различать и называть цвета, формировать представление о форме и величине, что было выполнено через слушание стихотворения, рассматривание изделий. Детям задавались вопросы: какого цвета, какой формы?
Немаловажное значение имеет физическое развитие детей и использование здоровьесберегающих технологий, в связи с этим была использована пальчиковая гимнастика, проведена физминутка «Конь».
Для реализации поставленных задач использовались различные принципы (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта), которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
- наглядный (картинки с изображением дымковских игрушек); практический (показ приемов раскатывания круговыми движениями ладони, отщипывания, скатывания, надавливания);
- игровой.
В заключительной части НОД организовали выставку полученных творческих работ, уделили внимание картинке каждого ребенка. При анализе НОД с детьми обсудили, что им понравилось, с чем они справились, какое у них эмоциональное состояние после выполнения задания, что они расскажут родителям при встрече.
Протяженность НОД составила 20 минут, во время мы уложились, выполнив все запланированные мероприятия.
Деятельность детей на НОД характеризуется как индивидуальная, творческая. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная.
В итоге все задачи, поставленные при планировании НОД, были решены, цель достигнута. У каждого ребенка получился дымковский конь. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты рефлексии.