«Город – деревня». Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа)
Цель:
-познакомить детей с понятиями город и село (деревня);
- рассмотреть иллюстрации с изображением города, деревни и найти внешние отличия;
- показать красоту родного города и вызвать восхищение детей;
- воспитывать любовь к родному городу;
- вспомнить с детьми их домашний адрес, для чего необходимо его знать.
Материал: картины с изображением города, деревни; иллюстрации с изображением достопримечательностей родного города Тольятти, зеленые и синие фишки.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города детей с родителями.
Ход занятия.
1.Понятие город, деревня.
- Ребята, скажите, где мы с вами живём? (В Тольятти)
- А Тольятти – это что? (Город)
- А почему вы считаете что Тольятти это город? (высокие многоэтажные дома, заасфальтированные широкие дороги, много машин, на перекрестках дорог установлены светофоры…)
- Значит мы живем в городе Тольятти. (воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед навесной доской).
- Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, это изображение города? (показываю картину города)
- Почему? Что вы тут видите? (многоэтажные, высокие дома, во дворе домов детская площадка, заасфальтированные дороги, широкие дороги, по дороге едут машины, много машин, мало зелени).
- А теперь посмотрите на эту картину. (Деревня).
- Вы можете сказать, что здесь тоже изображение города? (нет).
- А что это? (Деревня).
- А как вы догадались? Почему это не город? Что здесь другое? (деревянные дома - одноэтажные, колодец во дворе, за домом растет сад, вокруг дома деревянный забор, незаасфальтированные дороги, много зелени – травы, деревьев, огород, на лугу пасутся гуси, рядом с деревней течет речка).
- А кто-нибудь из вас был в деревне? Расскажите, какие там дома. А какой был транспорт? (ответы детей).
2. Игра: «Что, где бывает?»
(дети встают в круг).
- Я вам дам каждому по две фишки. Зеленая фишка будет означать деревня. Синяя фишка – город. Я буду вам говорить, что бывает в городе или в деревне, а вы подумайте и покажите нужную фишку.
Например: сад с яблоками (зеленая фишка).
На дорогах много машин (синяя фишка).
А теперь думайте сами!
- Колодец во дворе. (зел.)
- Многоэтажные, высокие дома. (син.)
- Заасфальтированные широкие дороги. (син.)
- Одноэтажные дома. (зел.)
- На лугу пасутся домашние животные, птицы. (зел.)
- Молодцы, ребята!
3. Физминутка.
Мой город любимый,
Мой город красивый,
Он быстро растет, хорошеет,
И мы вместе с ним.
4. Выставка «Красота родного города».
- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Я думаю вы сразу догадаетесь откуда они. (Это изображение нашего города)
- Правильно! Может, вы узнаете некоторые части нашего города? (наш детский сад, театр кукол «Пиллигрим», дворец спорта «Волгарь», технический музей имени К. Г. Сахарова, церковь, Тольяттинская филармония, памятник преданности, парк Победы, фонтан у торгового центра «Весна», монументально – скульптурные композиции «История транспорта») .
- Может кто – то нашел свой дом на иллюстрации.
5. Мой домашний адрес.
- А как вы думаете, человек должен знать свой домашний адрес? (да)
- Почему? (чтобы знать, где он живет)
- Н – р, если родители вызвали городское такси, водитель спрашивает куда вас везти. Вы называете нужный адрес, домашний и он везет вас куда надо.
- Ребята, может кто – то из вас запомнил свой домашний адрес и может нам назвать? (дети называют)
6. Итог.
Сегодня мы с вами сравнили, как выглядит город и деревня, познакомились и закрепили уже имеющиеся знания о памятниках и достопримечательностях нашего города