Конспект занятия для дошкольников по окружающему миру, который позволит окунуться в красоту зимней природы при помощи песен, стихотворений и зимних забав. В занятии и спользуются игры на мышление, внимание и ловкость. Материал преподнесен так, что дети не заметят, как пролетит время на уроке. Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, природных явлениях и зимних забавах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня мы будем говорить о погоде зимой и зимних забавах детей. И вы покажите свои знания.
IV. Работа по теме урока. (15мин.)
- Какие месяцы упоминаются в этой песне? (Декабрь, январь, февраль).
1). Игра: «Двенадцать месяцев».
- Расставьте месяцы по временам года.
- Название месяцев перепутаны, их необходимо расставить по временам года.
Выходят 12 детей и держат перед собой карточку с названием месяца.
Дети работают в группах.
2). - Какой же первый зимний месяц вы знаете? (Декабрь.)
- Какой второй зимний месяц? (Январь.)
- Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль.)
- Ребята, поднимите руки, кто родился в эти зимние месяца?
- Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно.
- Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее).
3). Игра: «Слова на зимнюю тему».
- Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».
- Ребята, зима – это самое замечательное время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.
- Живописцы изображают картины русской природы, зимние пейзажи.
- Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей. А мороз – всемогущим воеводой.
- Ребята, о зиме написано много стихотворений. И сейчас давайте вспомним стихи великих русских поэтов, воспевающих прелесть зимы.
Дети читают стихотворения о зиме.
5). - Ребята, а какие осадки выпадают зимой? (Снег).
- А почему зимой выпадают осадки в виде снега? ( Из – за холода).
- Ребята, а что такое снег? (Ответы учащихся).
Рассказ «Снег – что это такое?» (З. Трофимова).
Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). (СЛАЙД 5). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные. Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?
Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.
6). Физкультминутка
- А сейчас давайте проведём физкультминутку. (Проводит ученик).
«Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу».
8). Игра «Укрась елочку».
- Ребята, к нам на урок пришёл гость - Снеговик.
- Ой, что случилось?
- Почему снеговик плачет?
- Скоро Новый год, а елочка стоит без игрушек.
- Давайте поможем снеговику, украсим нашу елочку, но для этого надо хорошо поработать. (Инвентарь: 2 коробки с игрушками)
- Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились. Какая елочка-красавица у вас получилась!
V. Работа с экраном. (СЛАЙД 6) «Зимние забавы». (3 мин.)
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, времяпровождение).
- Какие игры – забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).
- А о каких видах спорта говорится в загадках?
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи)
* * *
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки)
* * *
Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)
- Поднимите руки, кто катался на лыжах, санках, коньках?
Сейчас мы это проверим, проведём игру.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет».
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы по лесу собирали?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядки копали?
А с Дедом Морозом плясали?
Вы не устали ещё отвечать?
А через год зиму ждёте опять?»
VI. Работа по учебнику. (стр. 27). ( 7 мин.)
- Откройте учебник на странице 27.
- Рассмотрите картинки, расскажите, что вы на них видите? (Девочка и мальчик гуляют в зимнем лесу, лепят снеговика).
- Задание: соедините листы календаря и картинки с соответствующей погодой.
Перевернем страницу (стр. 28, №2).
Почему снег называют «одеялом»?
- Назовите животных, живущим в нашем лесу. (Волк, медведь, заяц, кабан, лиса).
- Я вам загадаю загадки, а вы отгадками называйте зверей.
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (Зайчишка)
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит... (медведь)
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая... (лисица)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый... (волк)
(СЛАЙД 7).
- Молодцы! Отгадали все загадки правильно.
Конкурс «Зайчата спасаются от лисы» (Инвентарь: мячи-прыгуны)
VIII. Итоги урока. (3мин.)
- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о признаках, читали стихи, говорили о животных и птицах, отгадывали загадки, играли).
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.
IX. Домашнее задание. (1мин.)
- Придумать рассказ о зимних забавах и нарисовать к нему рисунки.