Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришёл».
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришёл».
Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Программное содержание: Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Образовательная: Показать детям, что хлеб - ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Развивающая: Развитие внимания, памяти и мышления, словесной устной речи.
Воспитательная: Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришёл».»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Программное содержание: Цель:Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Образовательная: Показать детям, что хлеб - ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Развивающая: Развитие внимания, памяти и мышления, словесной устной речи.
Воспитательная: Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу.
хлеб , ақ- белый, қара – чёрный, дәмді – вкусный, үн – мука, тұз- соль, су- вода , жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант - cахар.
Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба; Рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание колосьев пшеницы; размол на кофемолке зёрен пшеницы; посев пшеничных зёрен. Ход занятия: Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
( Дети вместе с воспитателем стоят полукругом)
- Сәлемет сіздірме қонақтар!
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Сегодня мы с вами побеседуем, а о чём попробуйте догадаться: Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. Дети: - Хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Дидактическая игра «Какой хлеб?» Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, ақ- белый, қара – чёрный, дәмді – вкусный) Воспитатель: - Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Дети: Хлеб покупают в магазине. Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб? Дети: Его пекут из муки. Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают? Дети: Муку получают из зёрен. Воспитатель: Правильно, из зёрен. Давайте проследим путь зёрнышка до хлеба. Пройдёмте на стульчики к нашему экрану.
Воспитатель: Мы с вами тоже посеяли в группе пшеничку. Как вы думаете вырастут ли колоски, получится ли у нас собрать зёрна?
Дети: Нет, потому, что в группе мало солнца, и в земли в горшке растениям не хватает.
Воспитатель:
Поэтому, хлеборобы пшеницу сеют на просторных полях, где много солнца и земли. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его … Дети: - Управляет трактором тракторист. Воспитатель:(СЛАЙД 1) Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.
Воспитатель: (СЛАЙД 2)Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья.
(СЛАЙД 3) Теперь можно начинать сеять!К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало» В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель: (СЛАЙД 4) Все лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально), он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей.
(СЛАЙД 5)Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.
-Давайте рассмотрим колос, из чего же он состоит? Показ колоска.
Дети: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков-остьев, стебелька - соломы.
Воспитатель:
-Правильно, ребята, посмотрите на колосья настоящие, с поля. Обратите внимание, что у пшенички остья- короткие, а у ячменя – длинные.
(СЛАЙД 6)-Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? Дети: На комбайне работает комбайнёр. Воспитатель: Что же делает комбайн? Дети: Он собирает колосья. Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Давайте посмотрим видео.
(7 ВИДЕО)
-Далее машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.
(Дети встают перед стульчиками)
Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса, возьмём насос и накачаем их.
(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).
Ну что, поехали! Ехали, ехали,
На кочку наехали
С горки съехали
На элеватор приехали.
(СЛАЙД 8) Воспитатель: на элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.
- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? Дети: На мельницу. Воспитатель:(СЛАЙД 9) Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? Дети: На хлебозавод, пекарню. Воспитатель:(СЛАЙД10)
Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.
Ребята, а кто из вас видел, как мама делает тесто ?
Дети: - Мама использует үн – мука, тұз- соль, су- вода , жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант - cахар.
«Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замесили тесто,
Тесту мало места
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/лёгкий бег на месте/
Воспитатель:
-А сейчас давайте покажем сценку про тесто для наших гостей.
Сценка – сюрприз «Тесто».
Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол или на стол и начинают месить тесто. Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку под дерево.
Ведущий ребёнок:Замесили бабка и дедка тесто и сели ждать, пока тесто поднимется.
Тесто было бело,
Дулось и пыхтело,
Фыркало, шипело,
Тесто песню пело.
Тесто(вылезая из кастрюли):
Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой
Иль пампушкой с творогом.
Бабка(пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю):
Стой, стой, не беги,
Я спеку пироги.
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой - малинкой.
Будешь кулебякой
Кренделёчком с маком.
Ведущий:Отвечает бабке тесто…
Тесто(вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост):
Мне в кастрюльке мало места.
Мне в кастрюльке стало тесно.
В печку лезть не интересно!
Ведущий:На пороге свинка,
Розовая спинка.
Свинка хрюкает, визжит,
К тесту белому спешит.
( Свинка подбегает к тесту).
Тесто:Ты меня не трогай,
Подожди немного.
Буду я с начинкой,
С ягодкой – малинкой.
Буду кулебякой
Кренделёчком с маком.
Свинка:Мне не нужен мак,
Съем тебя и так. (Свинка бегает за Тестом).
Тесто:Ой, спасите, пропаду!
Ой, спасите, караул!
Бабка с дедкой:
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой – малинкой?
Тесто:Буду!
Бабка с Дедом:
Будешь кулебякой
Кренделёчком с маком.
Тесто:Буду!
Я хочу быть пирогом
Вкусным, ароматным.
Угостите всех детей
Булочками с маком!
(Дед с Бабкой уводят Тесто в дом).
Воспитатель: ( СЛАЙД 11)-Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
(СЛАЙД12)И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
(СЛАЙД 13)Хлеб готов - пора его везти в магазины. (СЛАЙД 14)
-А что еще пекут из муки кроме хлеба? Дети: - Булочки, печенье, торты, пироги, сухари… Воспитатель: - А как все эти продукты называются одним словом? Дети: Хлебобулочные изделия. Воспитатель: - Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно. Ведь не зря говорят, что хлеб – всему голова!Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть, попросить у него прощения.
Игра «Своё место»
-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, давайте расскажем об этом. Возьмите карточки – схемы, они вам помогут правильно составить рассказ.
На карточках изображен труд хлеборобов: 1тракторист пашет землю, 2агроном проверяет колосья,3 комбайны жнут и обмолачивают хлеб, 4машины увозят зерно на элеватор, 5на мельнице перемалывают зёрна в муку, 6 пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия.
Воспитатель: - Давайте-ка проверим, правильно ли вы определили последовательность.
Да не сразу стали зёрна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
1. Пришла горячая пора — пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки взлелеял агроном.
3. Хлеб созрел.
В полях моторы песню жатвы завели,
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
4. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
5. Едет хлеб на мельницу,
Мельницу — чудесницу.
Там муку смололи из зерна
На хлебозавод отправилась она.
6.Здесь пекарь постараться смог:
Такие булки вкусные испёк!
7.В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Воспитатель:
-Почему ты занял первое место в цепочке?
-Как агроном ухаживает за посевами?
-Как называется время уборки урожая?
-Что делают с зерном на элеваторе?
-Для чего нужна мельница?
-Что делают в пекарне?
Собрать иллюстрации.
-Как нужно относиться к хлебу.
-Давайте повторим наше «золотое» правило обращения к хлебу.
Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб - наша ценность, им не сори!
Исполняется «Гимн хлеба»
Воспитатель вносит на рушнике каравай хлеба и читает стихотворение С.Дрожжина "Каравай"
Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. В нём земли родные соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Воспитатель предлагает детям съесть по кусочку каравая.