Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экспериментированию «Песок и глина»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экспериментированию «Песок и глина»
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина).
• Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
• Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экспериментированию «Песок и глина»»
Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментированию «Песок и глина»
Воспитатель Кузьмина Т.К.
МБДОУ «Детский сад «Мишутка»
г.Десногорска, Смоленской области
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина).
• Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
• Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
• Расширять кругозор, словарный запас: бархан
Материал: глина, песок, емкости для песка, крышки с вставленными трубочками -2шт, глина, подложки, одноразовые ложки, стеки, лупы, стаканчики для песка на каждого ребенка, магнитофон.
Для моделирования: глина, дощечки, стеки
Подготовка:
• Рассматривание карт.
• Чтение: Ю. Измайлов «Караван»; О. Дыбина «Неизведанное рядом»; В. Степанов «Путешествие в Азию»; В. Флинт «Животные пустыни».
Ход занятия.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Раз, два, три покрутись и в исследователей превратись (Дети крутятся вокруг себя)
– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:
(В руках у вас лопата, ведерко и совок.
Вы любите, ребята пересыпать… (песок) .
Белая, красная и голубая,
Когда я сухая, как камень тверда я.
Размочишь водой, буду влажной и мягкой.
– Молодцы, верно отгадали. Это песок и глина. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? И так, приступим.
Первый эксперимент Что такое песок из чего он состоит?
• рассмотреть через лупу
• обследовать сухой песок пальцами
• опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу) .
Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.
Обследовать сухой песок пальцами. Рассмотреть в лупу. Опустить в песок магнит, появившиеся мелкие кусочки металла рассмотреть через лупу.
Вывод: песок очень мелкие камушки разного цвета, разной формы, разного размера, в песке можно найти мелкие частички металла.
Песок состоит из зёрнышек — песчинок. Зёрнышки бывают разной величины: одни покрупнее, другие помельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпуч.
Чаще всего встречается песок жёлтый. Его можно увидеть на обрывистом берегу реки, в овраге. Им посыпают дорожки садов, парков, бульваров. Но бывает песок и другого цвета: белого, розового, серого и даже черного.
Второй эксперимент, что такое глина?
Рассмотреть кусочки глины.
Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Глина тоже бывает разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге.
Динамическая пауза
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Третий эксперимент
Взять ложечки и насыпать песок из баночки в подложку.
- Легко ли сыпется песок? (его движение напоминает движение воды)
Возьмите кусочки сухой глины и попробуйте их насыпать.
- А как сыпется глина (комочками)
- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени?
Песочные часы. Когда песок из одной емкости пересыплется в другую пройдет 5 мин.
- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?
Вывод: песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга,
Взять ложечки и насыпать глину из баночки в подложку.
- Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.
Четвертый эксперимент
Показать картинку с изображением пустыни.
-в пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются в глубь песка, а когда наступает ночь выползают целыми и невредимыми. В пустыни бывают песочные бури. Сейчас я вам покажу как это происходит.
Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее.
- почему при сильном ветре не удобно играть с песком.
Динамическая пауза аудио запись «Шум ветра»
Когда скажу песок, вы как песчинки кружитесь, скажу глина собираетесь в комочек (делаете круг, руки кладете на плечи, 3-5 раз)
Пятый эксперимент
В баночку с водой опустите ложечку песка. Не размешивайте. Что происходит?
(Песок оседает) на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать, пыль осядет, окрашивая воду.
Тоже самое проделать с глиной. Оставить на некоторое время.
Вывод: песок тяжелый- он опускается на дно баночки, пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.
Шестой эксперимент
Пропускает ли песок воду.
Полить песок и глину одновременно водой Что происходит? Вода проходит сквозь песок быстрее. Глина намокает медленнее. Меняет цвет.
Сделать бурь с мокрым песком.
Пальчиковая гимнастика.
Мирись.
-Кто кого обидел первый? Хлопаем в ладоши.
-Он меня, и он меня. Показываем указательные пальцы левой и правой рук.
-Кто кого ударил первый?
-Он меня и он меня. Пошевелить указательными пальцами поочерёдно.
-Вы же раньше так дружили! Хлопаем в ладоши.
-Я дружил, И я дружил. Пошевелить указательными пальцами.
-Что же вы не поделили?
-Я забыл, и я забыл. Пошевелить указательными пальцами.
Мирись - 3 раза Сцепить указательные пальцы.
И больше не дерись.
Седьмой эксперимент
Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет играть ими после высыхания песка? Почему?
Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?