ЗАНЯТИЕ ПО САМОПОЗНАНИЮ НА ТЕМУ:
«Путь познания - дружба».
Цель: Формировать представление о понятии «дружба», «друзья», развивать у детей понимание, что дружбой надо дорожить, воспитывать доброжелательное и бережное отношение к своим друзьям и близким. раскрывать значение понятий «Верность друзей», «Взаимопомощь друзей»;
развивать стремление понимать, прощать, ценить друзей.
ОБОРУДОВАНИЕ: отрывок из мультфильма «Котёнок Гав»., иллюстрации по сказкам для проектора, атрибуты к игре «Найди друга» (пазлы), диск с музыкой «Дружба крепкая», изображение домика- теремка «Дом дружбы», голубая лента, книга сказок, равное количество прямоугольников — «паровозиков» и такое же количество квадратиков - «вагончиков»
Ход занятия:
1.Круг радости.
Воспитатель: Какое чудесное утро! Я приглашаю вас в наш «Круг радости», для того, чтобы вы весело поприветствовали друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмитесь за руки и вместе скажем:
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей:
Они тебе помогут
И с ними веселей.
2.На стенде изображение домика-теремка «Дом дружбы».
Воспитатель: Смотрите! Это домик-теремок под названием «Дружба». Помните сказку «Теремок» ? Кто жил в теремочке? Как они жили? Как вы думаете, что их объединяло? Как интересно. Это дом похож на наш детский сад. В нашем детском саду тоже собираются друзья. Давайте мы объединимся и вместе образуем дружный коллектив. Присаживайтесь!
(Дети садятся на стульчики)
Побеседуем
Воспитатель: Как вы думаете, какими делами могут заниматься друзья?
Дети:
— Друзья могут играть в разные игры.
— Друзья могут просто разговаривать, рассказывать разные истории.
— Друзья могут веселиться.
— А можно книги почитать.
— И телевизор посмотреть.
Воспитатель: Молодцы! Вы правы! Я предлагаю посмотреть мультфильм, может он тоже поможет ответить на этот вопрос.
3.Просмотр отрывка из мультфильма. «Котенок Гав».
Вопросы:
Скажите, как можно назвать героев этого мультфильма? (Друзья)
Почему вы так думаете?
Как бы вы назвали такую дружбу? (крепкая, верная, заботливая, веселая)
Воспитатель: Да, когда друзья собираются вместе они могут найти, много интересных занятий…ой, вы слышали? — Посмотрите (показываю книгу Сказок) из этой книге раздается крик о помощи. Что эта за книга?
Дети: Эта книга Сказок?
Воспитатель: Как должны поступить друзья, если нужна помощь?
Дети: Нужно помочь.
4.Просмотр слайдов на проекторе.
Воспитатель открывает книгу на проекторе, появляются слайды из сказок
Сказка «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Как бы вы помочь козлятам, ведь они в опасности.
Дети:
— Нужно рассказать козлятам, что нельзя открывать чужим дверь.
— Можно позвонить маме Козе.
— А еще можно охотников позвать на помощь
Сказка «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Вы знаете, какая беда случилась с зайчиком, как ему помочь?
Дети:
— Помочь лису выгнать
— Построить дом лисе, чтобы зайку не выгоняла.
— А можно зайчику построить крепкий дом.
Сказка «Три поросенка»
(Обсуждение сказки, оказание помощи героям).
Воспитатель: Молодцы, помогли сказочным героям, вы настоящие друзья.
5.Упражнение «Паровозик»
Дети делятся на «вагончики» и «паровозики» по следующему принципу.
В шкатулке или мешочке у воспитателя равное количество прямоугольников — «паровозиков» и такое же количество квадратиков - «вагончиков». Детям предлагается взять по одной фигуре и разделиться на «паровозики» - вагончики» в зависимости от доставшейся фигуры. Причем «паровозик» становится позади «вагончика» и кладет руки ему на талию.
«Вагончик» чувствует поддержку друга. Главное условие — тот ребенок («вагончик»), который стоит впереди, закрывает глаза. А ребенок, который стоит позади («паровозик»), управляя первым, движется к цели. Ребенок, выполняющий роль «паровозика», направляет «вагончик» движением руки на талии, подбадривает товарища словами.
Целью может быть место, обозначенное кубиком или другим предметом, а стартом — место, напротив, на расстоянии 4-5 метров.
На пути следования можно поставить препятствие (стулья, кегли и т.д.).
Маршрут следования можно обозначить цветной нитью. Играют все дети, а затем меняются. Тот, кто был «вагончиком», становится «паровозом» и наоборот.
Воспитатель: Что вы чувствовали, когда были «паровозиками»?
Что чувствовали «вагончики»
6. Поиграем. Дидактическая игра «Найди друга»
Воспитатель: Народная мудрость гласит «Нет друга ищи, а нашел береги», игра «Найди друга» поможет найти вам новых друзей. Посмотрите, вот эти цветы для девочек, но у каждого цветка не хватает частички, эта часть будет у мальчиков. (Девочки идут по кругу под музыку, а мальчики стоят, музыка заканчивается, мальчики идут по кругу находят своего друга)
Дети: «Мы по кругу пойдем, и друзей себе найдем»
Воспитатель: Молодцы! Положите свои цветы на ковер, что у вас получилось?
Дети: букет
Воспитатель: На что еще похоже?
Дети: Это похоже на венок
Воспитатель: Как его можно назвать?
Дети: Венок «Дружбы»
Обобщаем. В дружбе важно все: уметь играть, веселиться, жалеть, беречь друзей, помогать им. Именно так и поступают настоящие друзья.
7.Круг «От сердца к сердцу!»
Давайте встанем в круг. Посмотрите, у меня в руках голубая ленточка. Пусть она будет ручейком дружбы.
Давайте пустим по ручейку волшебные слова: «Алина, ты настоящий друг, спасибо тебе за твою дружбу.»
Как здорово, что у нас в группе ребята умеют дружить и все настоящие верные друзья. Давайте завершим наше занятие песенкой о дружбе.
Дети поют песню «Дружба крепкая».