Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе: «Его Величество – Электричество».
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе: «Его Величество – Электричество».
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Его Величество – Электричество».
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи: Образовательные: познакомить детей с достижением человечества электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе: «Его Величество – Электричество».»
МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка»
Цивильского района Чувашской Республики
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе:
«Его Величество – Электричество».
Подготовила:
Воспитатель
Егорова Светлана Николаевна
Цивильск 2016
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Его Величество – Электричество».
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи: Образовательные: познакомить детей с достижением человечества электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.
Ход занятия:
Приветствие. Организационный момент
Воспитатель: Я принесла сегодня в группу часы, чтобы нам было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелка стоит на месте. Что же с ними такое?
Дети: Завод кончился, нет батарейки, батарейка села
Рассматривают часы и определяют, что они работают от батарейки.
Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах начали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейках? Как вы думаете? (предположения детей) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество? Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. (Опыт с лампой.) Давайте послушаем, что нам рас скажет про это тетушка Сова из научного дупла
(просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности».)
Воспитатель. Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатель, провода и т. д.) Откуда электричество поступает в наши дома? (предположения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. А сейчас попробуйте следующие загадки:
Педагогчитает загадки, дети отгадывают. По мере отгадывания появляются изображения предметов бытовой техники на слайде презентации.
Есть у нас в квартире робот:
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз,
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)
Эта прачка-автомат Нам стирает всё подряд (Стиральная машина)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море. (Утюг)
Дом на ножках, Посреди — окошко.
Засветится окно — Появится кино.
(Телевизор)
Воспитатель: Как можно назвать предметы, которые мы перечислили? (Ответы детей.) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему эти приборы называют электрическими? (Ответы детей.) Как вы думаете, для чего человеку нужна бытовая техника? (Ответы детей.)
Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»
Педагог предлагает детям разделиться на две команды с помощью цветов, прикрепленных на их стульчики. Для игры понадобятся карточки: на одних — изображение предмета, на других — изображение, которое показывает, для чего этот предмет нужен человеку. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.
Раскладываются карточки, составляющие пару.
Волосы — фен.
Спящий человек — будильник.
Ночь — фонарь.
Чашка — электрический чайник.
Ковер — пылесос.
Письменный стол — настольная лампа.
Фотография — фотоаппарат.
Платье — швейная машинка.
Физкультминутка
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Продолжение работы по теме занятия
Воспитатель: Всегда ли существовали электроприборы? (Ответы детей.) Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электроприборов.
Дидактическая игра «Что есть — что было»
Педагог вновь предлагает детям разделиться на команды. Для игры понадобятся карточки: на одних - изображение предмета современной бытовой техники, на других — предмета, заменяющего его до появления электричества. Детям нужно найти пару и объяснить выбор.
Раскладываются карточки, составляющие пару.
Пылесос — веник.
Утюг — гладильная палка (валёк).
Швейная машина — игла.
Электролампа — свеча.
Песочные часы — электронные часы.
Печка — электроплита.
Спицы — вязальный станок.
Воспитатель: У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно уметь правильно пользоваться. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.
Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презентации или иллюстрации.) У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.
Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется статическим. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе.
Экспериментирование
Воспитатель. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.
Опыт 1. Педагог показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к бабочкам. Спрашивает у детей, что происходит с бабочками? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (Предположения детей.) Предлагает сделать эти обычные палочки волшебными — электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.
Педагог вместе с детьми натирает пластмассовые палочки. Медленно подносят палочки к бабочкам и потихоньку поднимают их. Бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что палочки получили электрический заряд.
Воспитатель. Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шары на длинных нитках.
Опыт 2. Педагог натирает шерстяной материей шары, подвешенные на нитках, с той стороны, которая смотрит внутрь, и пытается их приблизить друг к другу. Шары разлетаются в разные стороны, продолжая висеть в воздухе. Воспитатель обращает внимание детей на то, что два заряженных предмета отталкиваются, поэтому шары отлетают друг от друга.
Далее педагог сбрызгивает один из шаров водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд с одного из них, он и стал притягиваться к тому шару, который наэлектризован.
Опыт 3. Нам снова нужен шарик. Высыпаем на стол по чайной ложке соли и молотого перца
Хорошенько мешаем. А теперь попробуем перец отделить от соли. Не получается…
Теперь потрем наш шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесем к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике! Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки имеют положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли маленькие частицы – электроны – перемещаются плохо, поэтому она не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. На память о нашем занятии возьмите воздушные шары.
Итог
Воспитатель. О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? (Ответы детей.)