kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по методике ФЭМП на тему "Подбор методик на выявление уровня подготовленности по математике у детей дошкольного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект занятия разработан для студентов 4 курса специальности "Дошкольное обучение и воспитание". Разработка занятия направлена на ознакомление студентов с методикой работы по выявлению уровня математической подготовленности у детей подготовительной группы. В работе указано по каким критериям происходит проверка математической подготовленности детей к школьному обучению, как проводить диагностику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по методике ФЭМП на тему "Подбор методик на выявление уровня подготовленности по математике у детей дошкольного возраста".»

План проведения занятия.


Наименование дисциплин: Методика формирования элементарных математических представлений.

Тема занятия: Подбор методик на выявление уровня подготовленности по математике у детей дошкольного возраста.

Тип занятия: изучение нового материала

Цель: Дать представление о способах определения уровня математической подготовки детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать знания и умения по математическому диагностированию детей дошкольного возраста.

2. Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности студентов при групповой работе.

3. Прививать студентам познавательный интерес к предмету «ФЭМП» через применение информационных технологий.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, счетный материал.

Методы и приёмы обучения: 

• методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приёмы: рассказ, беседа);

• методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация);


Ход занятия:

1. Организация занятия:

1) Проверка готовности студентов и аудитории к занятию

2) Определение отсутствующих студентов

3) Сообщение темы и цели занятия

Тема занятия: Подбор методик на выявление уровня подготовленности по математике у детей дошкольного возраста.

Цель нашего занятия – узнать о способах определения уровня математической подготовки детей дошкольного возраста.


2. Актуализация опорных знаний:

Вопросы:

1. Что в себя включает подготовка детей по математике в условиях детского сада?

2. Что такое математическое развитие?

3. Роль математики в умственном и общем развитии у ребенка дошкольного возраста?


3. Изложение нового материала: (устное объяснение с последующим конспектированием)

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.

Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Педагогическое математическое обследование направлено на определение уровней усвоения программного материала по математике детьми дошкольного возраста. Такое обследование направлено на выявление уровня усвоения программного материала, достижения высокого результата его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков.

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности детей к школе на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. И это вполне понятно – ведь для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Не менее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи, а так же создание необходимых условий для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив. При этом следует выделить основные компоненты готовности ребенка к усвоению математики в школе: мотивационный, содержательный и процессуальный.

Мотивационный компонент готовности включает:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;

  • интерес к математической стороне действительности;

  • желание изучать математику.

Содержательный компонент включает, прежде всего, знания детей в соответствии с программой детского сада:

  • объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, возможность усвоения их в самостоятельной деятельности (гибкость);

  • особенности развития речи (усвоение математической терминологии);

  • уровень познавательной активности в целом.

Процессуальный компонент – это:

  • специальные умения (считать, измерять, вычислять и др.);

  • умения и навыки учебной деятельности (планировать, самостоятельно выполнять деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку).

Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление уровня математического развития перед поступлением детей в школу. Этому способствуют диагностические тесты: индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий, и т. п.

В каждой возрастной группе можно проводить диагностику математического развития.

Педагогическая диагностика детей по математике ведется по пяти основным математическим разделам программы обучения и развития в детском саду: Первым проверяется состояние пространственного восприятия. Что же оно в себя включает? (ответы студентов с последующим обобщением педагога)

- умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги;

- умение определять свое местонахождение среди окружающих объектов;

– понимать относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под);

- а также состояние зрительного восприятия;

Следующим проверяется состояние временного восприятия. Что включает в себя эта проверка?

- Знания последовательности дней недели, месяцев года;

– представления об определении времени по часам, понимание отношения во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год;

Далее ведется диагностика на проверку состояния количественного восприятия. Что проверяется в ходе таких диагностик?

- Овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 10), представлениями об операциях сложения и вычитания;

– знание последовательности первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда;

– различение количественного и порядкового счета в пределах десяти; умение сравнивать два множества по числу элементов;

– умение для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа;

–умение сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти);

– знание состава чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц;

После того, как проведете диагностику по трем разделам, можно приступить к диагностированию по следующему разделу и исследовать состояние представлений форме. Что подразумевается под этой проверкой?

- умение правильно называть элементарные геометрические понятия (вершина, сторона, угол);

– умение распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).

- иметь представления о многоугольнике, понимание геометрических понятий: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой);

И последним разделом, по которому проводится исследование математической готовности дошкольников, является проверка состояния представлений о величине предметов. С какой целью проводятся такая диагностика?

– умение измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки;

– иметь представление о разнообразии общепринятых способов измерения;

- осуществлять группировку предметов по величине.

Подбор диагностических методик для выявления готовности детей по математике к обучению в школе.

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: С какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволят родителям и педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход, в этом и заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

Методика проведения диагностики:

1. Для проведения диагностики необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий для выявления знаний, умений и навыков детей.

2. При составлении диагностик для детей нужно ориентироваться на конечный результат, представленный в программе. Программа предусматривает так называемый «портрет выпускника», в котором описано, что должен знать и уметь ребенок по прохождении всех разделов данной программы.

3. Для удобства и наглядности разрабатываются таблицы, куда заносятся все результаты по каждому ребенку. По ним очень просто отследить, в каких моментах ребенок отстает и наложить коррекционную работу. В среднем коррекция проходит в течение двух месяцев. По окончании этого периода проводят повторную диагностику и сравнивают полученные результаты. При удачном прохождении коррекции уровень усвоения знаний ребенка должен повыситься.

Диагностика на определение уровня развития детей по усвоению программного материала проходит в два этапа. Вводный – в начале года, и заключительный – в конце года, также существует промежуточный этап - в середине года, по желанию педагога или в связи с корректировкой программы. Для этого подбираются игровые упражнения, задания (в письменной и устной форме), соответствующие задачам обследования. Формы проведения обследования могут быть разными: групповые и индивидуальные, письменное выполнение задания, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

При групповом обследовании группа детей не должна превышать 10-12 человек. Дети садятся за столы, на столах лежит необходимый для обследования материал. Каждое задание следует читать достаточно громко, в ровном спокойном темпе. (Не должно быть слов от себя). Переходить к чтению следующего задания следует тогда, когда выполнят примерно 95% проверяемых. Дети, которые не успели выполнить, тоже переходят к следующему заданию. На выполнение каждого задания затрачивается не более трех минут. Если в ходе работы дети устали, то необходимо провести физкультминутку. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать продолжительность занятия соответственно возрасту.

Индивидуальное обследование должно проводиться на следующий день после фронтального. Основное содержание индивидуального обследования составляют вопросы математического характера, проводится с каждым ребенком, другие дети не слышат.

Вопросы содержат основной программный материал. В начале года обследование проводится по вопросам предыдущего учебного года (в подготовительной группе в начале года по вопросам старшей группы, в конце года по вопросам подготовительной группы). В начале года выявляются пробелы в знаниях программного материала, и намечается коррекционная работа с отстающими детьми на период первой половины учебного года. В конце года также намечается коррекционная работа на летний период.

Для детей подготовительной группы примерно в марте – апреле проводятся беседы на выявление уровня математического развития детей при подготовке к школе. Беседы содержат вопросы математического содержания, и преследуют цель коррекционной работы на летний период.

Диагностическое обследование проходит по основным направлениям развития элементарных математических представлений соответственно возрасту. При выставлении итоговой оценки каждому воспитаннику учитываются результаты разных уровней.

Закрепление темы:

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включенной, в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители.

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: С какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволят родителям и педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход, в этом и заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования

Вопросы:

1.В чем заключается педагогическая диагностика знаний по математике у дошкольников?

2.Что проверяется в ходе педагогической математической диагностики?

3. Когда можно проводить такую диагностику? И кто ее осуществляет?

3. Заключительная часть:

Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Сегодня на занятии мы узнали о значении выявления уровня подготовленности по математике у детей дошкольного возраста, изучили основные компоненты готовности ребенка к усвоению математики в школе, узнали по каким критериям проводится математическая диагностика. Главный результат – это ваше умение применить полученные знания на практике, т.е. где вы сможете показать свою компетентность. По итогам работы оцениваются следующие студенты.

Домашняя работа:

  1. Подобрать комплекс методик, на выявление математической подготовки детей к школьному обучению.

  2. Подготовить игры по ФЭМП для детей подготовительной группы.

Рефлексия.

А теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и психологический климат, в котором мы работали. 

Что было самое интересное? _____________________________________________

Сможете ли вы применять полученные знания в будущей профессии?____________________________________________________________

На этом наше занятие подошло к концу, до свидания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Коверчик Кристина Валериевна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства