Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Тема: Путешествие на машине.
Программное содержание:
Закрепить количественный и порядковый счет, закрепить обратный счет, сравнение чисел. Закрепить знания о птицах. Продолжать формировать пространственные временные представления: «слева», «справа», «посередине», «вверху-внизу», «за», «перед». Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Знание геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции, вариативности мышления, творческие способности, быстроту реакции, познавательный интерес. Формировать навыки самостоятельной работы.
Методические приемы: показ, вопросы, объяснение, игра.
Материал: тетради, ручки, карандаш, геометрические фигуры, рисунки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие начнем со стихотворения.
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня ребята у нас с вами будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие. Во время путешествия нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами поедим.
Воспитатель: Так на чем мы с вами поедим? Что у нас получилось?
Дети: машина (Выставляется )
Графический диктант.
Воспитатель: Теперь нам необходимо составить маршрут полёта.
(Работа в тетрадях.)
-Одна клетка вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна вправо. Далее самостоятельно по образцу.
Работа с геометрическими фигурами.
Воспитатель: Ну вот, сели удобнее, заняли свои места. Но чтобы наш самолет поднялся, нам надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них. Вот они перед вами – разноцветные геометрические фигуры. (У каждого ребенка набор геометрических фигур.)
Воспитатель: Поднимите и покажите самый большой круг? Теперь поменьше круг? Еще меньше? Сколько красных фигур? Сколько желтых? А сколько всего геометрических фигур? А сейчас в правую руку возьмите желтый треугольник, а в левую красный квадрат, сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются? Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его….
Дети: квадрат.
Воспитатель: Мы поедим. А пока мы с вами едим, чтобы не было скучно, давайте вспомним названия сказок, в которых живут числа. Дети: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Два мороза».
Работа с числовым рядом.
Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро приехали. Какая красивая улица и дома, какие высокие стоят. Кто интересно в них живет?
Дети: птицы.
Воспитатель: А на какие две группы можно разделить этих птиц? Сколько диких птиц? А сколько домашних? А сколько их всего вместе? Назовите мне соседа синицы слева. Соседа курицы справа.
Воспитатель: Ребята, а что еще есть у этих домиков?
Дети: номера
Воспитатель: Правильно. А по порядку ли стоят эти номера – цифры? (Можно некоторые домики поменять местами.) Какое число стоит за числом 2? А перед числом пять? Назовите соседей числа шесть? Какое число записывается двумя цифрами? Число меньше 8 на 1? Укажите мне цифру, которая показывает, сколько раз в году бывает день рождения? Покажите цифру похожую на неваляшку. Как называется фигура, у которой столько углов, сколько показывает эта цифра (3)?
(Работа с наборами цифр.)
Игра "Четвёртый лишний".
Физкультминутка
«Загудел паровоз
И вагончики повез
Чучу - чу
Далеко я укачу
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут
А круглые колесики
Тук - тук - тук!»
Воспитатель: Ну, пойдем теперь дальше. Смотрите, еще дома стоят.
Воспитатель: Здесь каждый дом может быть лишним.
Дети:
1) 1-й домик с одним окошком, а остальные - с двумя;
2) 3-й домик выше остальных;
3) 4-й домик имеет прямоугольную крышу, а остальные – треугольную.
Физкультминутка.
- Ребята, пока мы с вами играли, мы приблизились еще к одному городу.
А называется он Город Ошибок.
Его так назвали, потому что его жителей и гостей поджидают очень хитрые и, порой, сложные вопросы. Нужно быть очень внимательным и не отвлекаться.
И первого, кого мы с вами встретили, оказался художник. Он хотел нарисовать две одинаковые картины, но что- то напутал. Давайте ему поможем.
Нахождение отличий в двух рисунках.
Художник вас благодарит и решил подарить вам свои картины. Они с секретом.
В каждой из них спрятались противоположные по значению слова.
Попробуйте их найти
Игра «Назови противоположное слово».
Воспитатель: Мы с вами ребятки попали в сказочный лес. Из него нам с вами надо выбраться, а поможет нам зайчик.
Игра на внимание: дети встают в круг. Зайчик называет запрещенное животное (например, кошка). Затем бросает кому-то из ребят мяч и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч, а если это «кошка», то мяч ловить нельзя. Игру можно усложнить: выбрать 2 или 3 запрещённых животных.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем вернуться домой. Но по дороге мы поможем зверятам, которые никак не могут построиться на дорожке. Давайте им поможем.
Игра «Зверюшки на дорожках»
(Дети должны заменить геометрические фигуры на изображение зверят согласно схематической карте.)
- Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)
- На этом наше путешествие закончилось. Но встреча со страной Математики для вас продолжится уже на следующем занятии.