Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»
Познавательно-поисковая деятельность в старшей группе
«Земля – живая планета».
Познавательно-поисковая деятельность для детей старшей группы, составлена в соответствии с «Комплексной программой развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» под науч. редакцией Д. И. Фельдштейна..
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности ( деятельность построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности.
Цель познавательно-поисковой деятельности: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Уточнить знания детей о Солнечной системе , дать представления об уникальности Земли - на ней есть жизнь , растения , животные .человек , потому что на планете есть вода , воздух , тепло - эти условия нужны всем живым существам.
Закрепить у детей представления о диких животных , познакомить с интересными фактами из жизни диких животных , показать их уникальность.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
По содержанию поисково- познавательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
• социализация (совместная деятельность) ;
• коммуникация (продуктивный диалог);
• здоровье (дыхательная гимнастика, физминутка)
• познание (рассказ воспитателя, показ слайдов на компьютере).
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно - поисковой деятельности через интригующую проблемную ситуацию (отгадывание загадок). Деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей познавательно-поисковой деятельности. Во время деятельности дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «География для самых маленьких», В интересной и доступной форме проходит объяснение простых и всем знакомых явлений окружающей действительности. Познавательно-поисковая деятельность равноценно сочетает в себе теоретические и практические стороны, проходит в хорошем рабочем ритме. Использовались различные формы организации работы детей, активизации их познавательной деятельности. Во время познавательно-поисковой деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
По окончании педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
"Начальная школа - детский сад №1"
г. Энгельса Саратовской области.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
«Земля – живая планета»
Подготовила:
воспитатель высшей кв. категории
Мироненко Олеся Алексеевна
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: уточнитьзнания детей о Солнечной системе , дать представления об уникальности Земли - на ней есть жизнь , растения , животные .человек , потому что на планете есть вода , воздух , тепло - эти условия нужны всем живым существам. Закрепить у детей представления о диких животных , познакомить с интересными фактами из жизни диких животных , показать их уникальность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
технические средства обучения: (компьютер, проектор, мультфильм «География для самых маленьких», музыкальная физ.минутка «У жирафа пятна, пятна…», слайды с изображением природных зон).
Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, динамическая пауза.
Форма проведения: групповая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций , беседы , чтение художественной литературы.
Ход НОД: Раздается звон колокольчика.
Ребята, колокольчик вас всех зовет. Подойдите ко мне. Я загадаю загадки , а вы попробуйте их отгадать.
Ну-ка, кто из вас ответит:
не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, ярко светит,
и не пекарь, а печет.
(солнце)
По небу гуляет
моляр без кистей.
Краской коричневой красит людей.
(солнце)
В дверь, в окно
стучать не будет,
А войдет и всех разбудит.
(солнце)
Молодцы, а сейчас постарайтесь ответить на мои вопросы.
О чем эти загадки? Как вы догадались, что это Солнце?
Скажите, что такое Солнце? Это звезда, огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света.
(Воспитатель показывает слайд ( карту Солнечной системы.).
Что это такое?
Что расположено вокруг Солнца? (Вращающиеся планеты - твердые холодные шары.)
Какие планеты вы знаете?
Какая из планет получает больше всего солнечного тепла? (Которая ближе к Солнцу - Меркурий.)
Правильно, чем ближе планета к Солнцу, тем больше тепла попадает на эту планету.
Как вы думаете, где жарче: на Меркурии, на Венере или на Земле? Почему?
На какой планете мы с вами живем?
На какой из планет Солнечной системы есть жизнь?
Почему на Земле есть жизнь? (Там есть воздух, вода и тепло.)
Правильно, только на Земле есть условия для жизни растений, животных и человека.
(Воспитатель показывает детям глобус.)
Что это такое?
Что такое глобус? ( Модель Земли.)
Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли? (Водой.)
Ответьте, почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и желтая, и зеленая, и коричневая окраска. (На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески.)
Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой сверкающий голубой шар!
Голубой наша планета кажется из-за воздуха, который ее окружает. Белоснежные полюса Земли (показываю) сверкают в отражении солнечного снега! Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов - например, наши сибирские леса, и желтого - песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и красива!
Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть, чем питаться. Знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах? (Киты, акулы, дельфины, разные рыбы.) (слайд)
Какие животные живут в лесах России? (Лиса, волк, медведь,...)
Кто живет в тропических лесах? (Обезьяны, слоны, тигры.,.)
А кто живет на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи,)
А кто обитает на Южном полюсе? (Пингвины.)
Да, наша Земля такая разная и красивая, потому что она - живая: на ней живут растения, животные, люди.
(Раздается стук в дверь, входит марсианин.)
МАРСИАНИН: Ребята, у нас на планете очень холодно, и я хотел бы переселиться на вашу планету. Помогите, мне выбрать, где бы я мог жить.
Ребята, давайте поможем марсианину, расскажем о нашей планете Земля и покажем животных, которых можно увидеть в разных местах нашей планеты. Вы согласны? А для этого нам надо отправиться в исследовательское путешествие.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА «У жирафа пятна, пятна…»
Дети , изображающие животных располагаются по широкому кругу (на планете): на противоположных местах (полюсах) -белый медведь и пингвин, в середине (океане) - морские обитатели, напротив друг друга по краям круга - жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все места - экологические ниши Земли - обозначены разными цветами (белым, зеленым, желтым).
Начнем наше путешествие. Сначала мы с вами поплывем на пароходе. Усаживайтесь поудобнее, отправляемся в плавание.
Вот мы и прибыли на Северный полюс - в Арктику.
( слайд)
Здесь живут белые медведи. Одевайтесь потеплее и давайте сойдем с парохода. Ребята, а вот и белый медведь, давайте послушаем, что он нам скажет.
(РАССКАЗ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ.)
Спасибо, тебе белый медведь. Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора, ребята занимайте свои места на пароходе.
Отправляемся дальше.
На Земле много водного пространства (морей и океанов ) - там обитают разные животные - киты, акулы, разные рыбы. Человек не живет под водой, но он опускается в морские глубины для исследований. (слайд)
Вот плывет кит. Давайте его послушаем.
(РАССКАЗ КИТА.)
Спасибо и тебе кит, но нам пора в дорогу. До свидания. Дальше мы с вами отправимся на самолете. Расправили крылья и полетели.
Сейчас мы приземляемся в лесу. (слайд)
Здесь нас ждут лесные обитатели. А вот и волк.
( РАССКАЗ ВОЛКА.)
А вот там дальше живет белка, она прыгает с ветку на ветку. Послушаем, что она скажет.
( РАССКАЗ БЕЛКИ.)
Спасибо за интересные рассказы. Но нам пора отправляться в путь. Полетим дальше. Занимайте свои места. Вот мы пролетаем над пустыней.
( слайд)
- В пустынях очень жарко, засушливо, жить там трудно - растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. Приготовьтесь к посадке. Снимите теплые вещи, так как здесь очень жарко. Вот там, вдалеке, я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их рассказ.
( РАССКАЗ ВЕРБЛЮДА.)
- Вот ползет черепаха. Давайте послушаем и ее.
( РАССКАЗ ЧЕРЕПАХИ.)
Спасибо и вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Пора отправляться дальше. А дальше мы с вами отправимся на поезде в тропические леса. Давайте остановимся там, где живут слоны и обезьяны. (слайд)
А вот и они. Давайте их послушаем.
( РАССКАЗ СЛОНА.)
-А сейчас мы с вами снова пересядем на пароход. А это - Антарктида.(слайд)
На некоторое время приезжают сюда ученые для исследовательской работы, для изучения погоды и природы. Давайте сделаем посадку в Антарктиде, но не забудьте, что здесь холодно и скорее надевайте теплые вещи. Вот и пингвин. Давайте послушаем что он нам расскажет.
( РАССКАЗ ПИНГВИНА.)
Спасибо за рассказ, милый пингвин, но нам пора.
Ребята ,мы с вами побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом лесу, в океане. Мы узнали, что животные есть в разных местах суши, но только там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой природы разнообразной, нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.
-А теперь нам пора возвращаться обратно. Пока мы плывем, ты - Марсианин, подумай, куда ты хотел переселиться.
Вот мы и вернулись в детский сад. Так где же ты хочешь поселиться?
МАРСИАНИН: Я видел много разных мест на вашей планете. Я бы хотел жить в лесу, там много растительности и разных животных. Там мне будет жить лучше всего.
Ребята ,вам понравилось наше путешествие? Что, вам понравилось больше всего?
Литература:
1) Т.Н.Зенина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа) – м., Педагогическое общество России. 2006г.
2) И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва, Мозаика-Синтез, 2009 г.