Конспект по формированию навыков связной речи для детей подготовительной группы с особыми образовательными потребностями.
Конспект по формированию навыков связной речи для детей подготовительной группы с особыми образовательными потребностями.
Конспект по формированию навыков связной речи для детей подготовительной группы с особыми образовательными потребностями. Тема: Составление рассказов о Весне по алгоритмам. Воспитатель МС (К)ОУС(К)НШ-Д/С№14: Коробец Любовь Геннадьевна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по формированию навыков связной речи для детей подготовительной группы с особыми образовательными потребностями.»
Конспект
по формированию навыков связной речи для детей подготовительной группы с особыми образовательными потребностями
Воспитатель МС (К)ОУС(К)НШ-Д/С№14:
Коробец Любовь Геннадьевна
Конспект
Занятия по формированию навыков связной речи
(для детей подготовительной группы)
Тема: Составление рассказов о Весне по алгоритмам.
Цель: 1. Расширять и закреплять знания о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно - следственные связи.
Составлять рассказы, используя алгоритмы, расширять словарь, продолжать формирование связной речи.
Формировать навыки правильной грамматической речи, образование слов.
Закреплять правильное звукопроизношение.
Развитие психических процессов, решение логических задач.
Воспитывать поэтическое восприятие весны, умение чувствовать и видеть прекрасное.
«Ребята, сегодня у нас гость и хочет загадать вам загадку:
«Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?»
(Весной)
«Правильно. Вот сегодня мы и поговорим с вами о Весне. Скажите, какие весенние месяцы вы знаете? А пословицы, загадки, поговорки?»
Приметы весны.
Вода с гор потекла, весну принесла.
В марте курица напьется из лужицы.
Длинные сосульки к долгой весне.
Апрель с водою - май с травою.
Вода на дугу - сено в силу.
Весенний дождь лишним не бывает.
Май холодный - год хлебородный.
Загадки
-На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки (почки)
-Шел долговяз - в землю увяз (дождь)
-Синяя шубка покрыла весь мир (небо)
-Горя не знает, а горько плачет (туча)
-Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной (сосулька)
-В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручей)
-Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький (подснежник)
Стихи.
- Солнышко, повернись!
Красное разожгись!
Красно солнышко.
В дорогу выезжай.
Зимний холод забывай!
- Ветер, ветерок, ветрище!
Ты чего по свет) рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.
- Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и шрая,
Грохочет в небе голубом.
- Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
-Травка зеленеет, солнышко блестит:
Ласточка с весною в сени к нам летит.
«А мою загадку вы отгадаете?
- Белая вата - плывет куда-то (облака).
Кучевые облака - это тоже примета наступающей весны.
Найдите на рисунке два одинаковых облака. Докажите почему похожи: цвет, форма, расположение.
Приглашаю вас на занятие. (Можно включить запись музыки).
Выглянуло солнце и его лучи нарисовали ребятам веснушки (картина на фланелеграфе). Только посмотрите у Вити их нет, поможем ему, а то мальчику обидно, как будто его солнце не любит.
Назовите мне «весенние» слова. За каждое названное слово - веснушка (солнце, лужи, сосульки, дождь, ручьи и т.д.). Все это хорошие весенние слова, а назовите слова действия (тает, капает, греет, течет, плывет, летит и т.д.); слова признаки (долгожданная, яркое, теплое, цветущая).
Смотрите каким у нас стал Витя: в веснушках, веснушчатый.
Прохлопаем слова: весна, веснянка, весенний, веснушчатый. Это все слова родственники.
Вместе проговорим, повторим по одному.
Послушайте. Слово веснушки очень интересное, в нем спряталось два слова ушки и весна. Мы с вами поговорили о том, что март - это весна света. Почему? (Солнце ярко светит, кучевые белые облака, солнце встает рано, небо синее, день длинный и т.д.). Апрель - весна воды. Как вы думаете - это правильно? Почему? (Из снега вода, солнце греет - снег тает, лужи, на реках наблюдается ледоход). Что это? Сложное слово лед ходит. Весной лед тает, трескается и начинает плавать. А когда много воды, будет половодье. Полно воды. Сегодня мы с вами узнали новые сложные слова, повторите, пожалуйста, не забывайте.
А сейчас мы продолжаем составлять маленькие рассказы о весне, используя картинки и употребляя новые слова, которые сегодня узнали.
Зеленый цвет Солнце Земля Облака Сосульки
Ручьи Вода Деревья Небо Трава
Проталина Насекомые Цветы Птицы Птенцы
Дети расставляют карточки - кто какой рассказ, о чем хочет составить.
Например: Наступила весна, солнце стало сильно греть, закапали сосульки, появились проталины, небо стало синее, показалась новая травка, из деревьев стали вылезать насекомые, они ползали, летали, бабочки садились на цветы, муравьи строили домики - хорошая наступила весна.
Славный рассказ получился. Какое доброе слово вы услышали? Очень много можно составить рассказов по карточкам и совсем непохожих. Кто ещё хочет? Давайте Маша ... . Можно продолжить другим....
А подумайте, если бы солнце не стало так ярко светить и сильно греть, что бы было? Не наступила весна? Не прилетели бы птицы, не проснулись насекомые, не было бы почек? Отсюда вывод: от изменений в неживой природе происходят изменения в живой.
Давайте отдохнем. Физкультурная минутка.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише - деревцо всё выше, выше.
(Слова сопровождаются движениями рук, покачивание, потягивание; приседание и т. д.)
Поднимем плечики, прыгаем кузнечики
Сели, покушали, тишину послушали.
Встали, побежали - вот и поиграли.»
(Действия соответственно словам)
Во время проведения занятия, если видно, что дети устали можно провести пальчиковую гимнастику.
Дождик песенку поет - кап-кап!
Только кто её поймет - кап-кап!
Не поймем ни я, ни ты - кап-кап!
Но зато поймут цветы - кап-кап!
И весенняя листва - кап- кап!
И зеленая трава - кап-кап!
(Дети указательным, средним, большим и другими пальцами одной руки поочередно стучат по ладони другой руки)
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
Птицы полетели, крыльями махали,
На деревья сели - вместе отдыхали.
«Мы с вами отдохнули и направляемся в сказочную страну гномиков, они крошечные, и все вокруг у них маленькое - как они. Я называю предмет, а вы говорите, как он называется в сказочной стране.
Дерево- деревце туча - тучка
Лужа-лужица береза – березка
Ветка-веточка ручей - ручеек
Облако- облачко цветок - цветочек
Солнце- солнышко
Смотрите, распустилась верба. Понюхайте. Пахнет весной, зелеными листочками. Посмотрите на схему, на какой пиктограмме записано стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Узнайте из трех. Проверим:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес покроется листвою.
Молодцы, правильно. Повторите трудное слово засвищут. Ориентируясь по времени, можно дополнить занятие еще заданиями:
Собрать разрезанные картинки с цветами. Ведь май - это весна цветов.
Слово ВЕСНА рассыпалось - собрали, а если переставить буквы, получится другое слово. Какое? НА - ВЕС.
Можно соединить это занятие с лепкой, рисованием, конструированием, оригами или аппликацией. Например: «ваза для цветов», «лодочка», «птицы», «бабочки». Под музыку выполнить весеннюю картинку.
Итог: Ребята, что вы узнали сегодня нового?
Спасибо за занятие.
Звучит запись леса - пение птиц.
После занятия провести подвижную игру с прыжками «Проталинки». Дидактические игры: «Семена», «Когда это бывает?», «Кто больше увидит», «Составь весеннюю картинку» (из элементов на фланелеграфе), «Разложи картинки по временам года», «Большой экзамен», «Поможем Незнайке», «Узнай по описанию» и другие.
На логические задачи: «Волшебные льдинки», «Первые цветы», «Удивительные капельки», «Зеленый шум», « Почему деревья белые?»
Предварительная работа: рассматривание картин «Голубая весна» Бакшеев, «Грачи прилетели» Саврасов, «Последний снег» Герасимов и другие, чтение произведений, слушание музыки Д.Шостаковича «Вальс цветов», П.Чайковского «Времена года» и другие.
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной с(к) группе.
«Дикие животные зимой»
(заучивание стихотворения)
Л. Квитко «Медведь в лесу»
Воспитатель МС (К)ОУС(К)НШ-Д/С№14:
Коробец Любовь Геннадьевна
Конспект занятия «Дикие животные зимой»
Коррекционно - образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж, мех, шкура, лапа, берлога, нора; дикий, хищное,).
Обучение детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы ( мнемотаблицы.). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -aм-, -ят.)
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Общих речевых навыков, звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к чтению художественной литературы, поэзии; бережного отношения к природе.
Оборудование: сухой бассейн (фасоль или горох), фигурки животных, султанчики для дыхательной гимнастики, мнемотаблица для стихотворения «Медведь в лесу», произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима» (в записи).
План занятия.
Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.
Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности. Работа в сухом бассейне (фасоль или горох) Поиск плоскостных фигурок.
Составление описательного рассказа. Описание по схеме внешнего вида и особенностей диких животных (найденных в сухом бассейне).
Выразительное чтение стихотворения Л. Квитко «Медведь в лесу»
Словарная работа. Работа над фразами и словами: «Стужа на носу», «Лес почти совсем раздет», «Вечер на землю упал».
Беседа по содержанию.
Повторное чтение стихотворения с установкой на заучивание.
Чтение стихотворения остальными детьми. (Анализ и оценка рассказывания стихотворения - после каждого прочтения ребенком).
Итог занятия
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель организует приветствие с детьми, приглашает их в группу, где при входе на полу стоит ёмкость с горохом или фасолью. В ней спрятаны плоскостные изображения диких животных.
Воспитатель. Подойдите к сухому бассейну и опустите в него руки и найдите по одному предмету. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Что вы нашли?
Дети. Мы нашли фигурки белки, медведя, лисы, волка.
Воспитатель. Кто это такие?
Дети. Это дикие животные.
Воспитатель. Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Воспитатель. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой, а еще я расскажу вам историю, которая произошла с одним из животных.
2. Основная часть
Воспитатель. Ребята, сейчас вы составите рассказ - описания о тех животных, фигурки которых достали из бассейна. Сначала вы скажете, как называется ваше животное и далее по схеме описания животного.
Схема описания животных.
1 .Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7. Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?
-й ребенок. Белка живет в дупле дерева. У нее длинный пушистый хвост, а уши кисточкой. К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». Детеныш у нее - бельчонок.
-й ребенок: Волк — хищное животное, живёт в логове, которое устраивает. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей.
Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят.
й ребенок: Лиса — хищное животное, ростом больше кошки, но меньше собаки, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса и гордость лисы. Тело её покрыто пушистым, коричневым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё: по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца.
й ребенок: Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники.
3. Чтение стихотворения JI. Квитко: «Медведь в лесу»
Воспитатель. Ребята, сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла с медведем в самом начале зимы, когда он готовился к зимней спячки. Это стихотворение, а написал его поэт Л. Квитко
«Медведь в лесу»
Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь
-Стужа, стужа на носу —
Очень холодно в лесу!
Лес почти совсем раздет:
Ни гнезда, ни птицы нет.
Только ветер стонет, стонет,
По тропинкам листья гонит
То туда, то сюда.
Стал на цыпочки медведь,
Лапы вытянул медведь:
— Ветер, ветер, не свисти!
Тучей снежной налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши!
Ветер веет, веет, веет.
Теплым снегом сеет, сеет,
Пух да пух — Бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало.
Снег лежит, как одеяло.
Вечер на землю упал...
А куда ж медведь пропал?
Кончились тревоги —
Спит в своей берлоге
4. Беседа по содержанию. Словарная работа
Воспитатель. Дети. Вам понравилась история про медведя?
Скажите, ребята как вы понимаете «Стужа на носу»?
Правильно ребята, это значит, скоро будет стужа, холод. А что, значит «Лес почти совсем «раздет»?
Дети. - Листья — это одежда деревьев, а ветер дует листочки срывает и как бы «раздевает» деревья.
Воспитатель.Правильно. Дети, скажите, с кем разговаривал медведь?
Дети. — С ветром.
Воспитатель.Что просил медведь у ветра?
Дети. — Что бы он ни свистел, а снегом все запушил.
Воспитатель.А как он просил?
Дети. Стал на цыпочки медведь, лапы вытянул медведь...
Воспитатель.Давайте вместе с медведем попросим ветер: (Хоровое повторение просьбы медведя)
Дети. — Ветер, ветер, не свисти!
Тучей снежной налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, ветер выполнил просьбу медведя?
Дети. Выполнил, он стал потихоньку веять и снегом сеять, и насыпал снега как «покрывало».
Воспитатель. Да ветер молодец выполнил просьбу медведя. Скажите дети, что значит, снег лежит как «одеяло»?
Дети. Под снегом тепло - и муравьи не замерзают и мышки и корешки.
Воспитатель. А кто скажет как вечер на землю упал?
Дети. Зимой день короткий, солнце садиться и быстро темнеет. Вот и говорят, что упал вечер - быстро стемнело.
Воспитатель. Ребята послушайте еще раз это Стихотворение
5.Повторное рассказывание стихотворения с установкой на заучивание стихотворения.
(Выставить мнемотаблицу)
Воспитатель читает стихотворения эмоционально, выразительно соотнося каждую часть с картинкой мнемотаблицы, показывая указкой последовательность.
6.Физминутка. Дети имитируют: походку медведя (стояние во время просьбы):
стал на цыпочки медведь,
лапы вытянул медведь.
Спит в берлоге.
7. Дыхательная гимнастика. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима» дети выполняют упражнения гимнастики:
Ветер: - свистит, стонет Буря веет.
8.Повторное рассказывание стихотворения с установкой на заучивание стихотворения. Воспитатель.Дети, я прочитаю стихотворение еще раз. Вы постарайтесь запомнить интонацию, высоту голоса с которой я произношу слова стихотворения на каждой картинке. (Читается стихотворение с опорой на картинки мнемотаблицы).
9.Чтение стихотворения детьми.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на картинки мнемотаблицы. Воспитатель помогает детям с разным уровнем речевого развития используя приемы: подсказки первых слов строки, трудных слов, прием сопряженной речи и другое.
10.Анализ детского прочтения стихотворения.
После каждого прочтения стихотворения детьми следует анализ рассказывания с привлечением детей с хорошей памятью.
11 ..Итог занятия: Ребята, что нового мы узнали на занятии?
Дети: - Историю о медведе, которая приключилась с ним в начале зимы.
находили на картинке спрятавшихся животных и описывали их по схеме.
учили новое стихотворение.
Воспитатель. Молодцы, ребята, много мы сегодня успели сделать и узнать на нашем занятии. А самое главное мы с вами выучили стихотворение JI. Квитко «Медведь в лесу», трудно было запоминать его?