Тема: «Исследование снега и льда»
Направление: экспериментально-исследовательская деятельность
Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.
задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда
Развивать умение собирать информацию о неживой природе: снег и лед, их сходство и различие
Путем экспериментально-исследовательской деятельности и моделирования природных объектов и явлений - вывести свойство снега и льда и их различие.
При исследовании предмета развивать умение рассуждать и анализировать
Материалы:
Снег, пластинки льда, комочки льда, разноцветный лед, вода
Оборудование:
Прозрачные стаканчики по два на каждый стол, цветные карточки, поднос, салфетки бумажные по количеству детей, одноразовые тарелочки для каждого ребенка, опорные карточки, маленькие пакетики для льда, телевизор, магнитофон, письмо с загадками, сюрпризный момент – «оживи снежинку» (гостья – Зимушка-зима)
Предварительная работа:
1. Наблюдение за явлениями неживой природы во время прогулки – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды
2. Рассматривание иллюстраций о зиме, предметные картинки, чтение художественной литературы по теме, разгадывание и загадывание загадок о явлениях неживой природы, стихи о неживой природе и приметы, беседы о времени года
Вводная часть
Исследователь: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Исследователь: Совсем забыла, ребята, сегодня к нам приходила удивительная гостья. Как вы думаете, кто это?
Ответ детей
Исследователь: Вот и я не поняла, кто это был. Она так торопилась, что я не смогла ее толком разглядеть, но она оставила письмо. Сейчас узнаем.
Ребята, нужна ваша помощь! Письмо-то непростое.
Здесь сказано, если мы догадаемся, что за гостья была у нас, то мы сможем отправиться в интересное путешествие!
Вы хотите отправиться?
Дети: - Да!
Исследователь: Ну, что ж, слушайте внимательно!
Загадки
- Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
- Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)
Ответ детей
Обращение к личному опыту детей
Исследователь:
- Ребята, наверняка вы могли сами наблюдать явления природы, когда гуляли во время прогулки
Дети: - Да!
Исследователь:
-А кто скажет, какое сейчас время года?
Дети: - Зима!
Исследователь:
- Молодцы, правильно сказали! Давайте вместе подойдем к окну и посмотрим, что там происходит. Ребята, посмотрите внимательно вокруг, назовите признаки зимы, какие вы знаете!
Дети: отвечают
(С приходом зимы понизилась температура воздуха, становиться холодно, повсюду снег - на деревьях, на крышах домов, на полях, вода замерзает, образуется лед на лужах, на реке, на озере. Лёд и снег самые яркие признаки зимы).
Разукрасила зима, на уборе бахрома,
Из прозрачных льдинок, звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье, шепчет нам посланье.
Проблемная ситуация
Исследователь:
- Ребята, я хочу вам рассказать одну историю: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две подружки - две капельки воды. Были они очень дружные и во всем друг другу помогали. Вместе играли и веселились. Вместе радовались каждому дню. Так шли дни, недели…. И вот однажды, когда одно время года сменяло другим, пришло время холодам и морозам! Одна сестричка так изменилась, что превратилась в льдинку, а другая пока падала, успела скатиться с веточки дерева и превратилась в прекрасную снежинку! И тут дружба их закончилась! Одна капелька, которая Снежинка стала себя хвалить какая она красивая, вся переливается! И сказала своей сестричке, что она всего лишь – ледышка, из какой-то воды и совсем не красивая! Обиделась на нее льдинка! И с тех пор они не разговаривают друг с другом!
Исследователь:
- Ребята, какая история? Веселая? Грустная история. Как вы думаете, почему снежинка и льдинка не разговаривают друг с другом?
Дети отвечают
(Увидев, что они непохожи, они перестали дружить. А ведь сестрички друг о друге ничего не знают, поэтому и дружбы у них нет)
Исследователь:
- Жалко сестричек! А давайте им поможем, снова стать друзьями?
-Ребята, а как можно им помочь?
Дети: -Нужно их помирить
Исследователь: -А что значит помирить?
Гипотеза:
Рассказать о них, что у них разное и одинаковое и чем они отличаются, и тогда капельки снова станут друзьями!
Исследователь: - Ребята, а откуда мы можем узнать о свойствах и качествах снега и льда?
Дети отвечают
(посмотреть в компьютере, в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор, подумать самому, провести опыты)
Исследователь: - Молодцы!
Ребята, наша гостья – Зима, приглашает нас отправиться в путешествие, где нам с вами нужно будет исследовать свойства снега и льда. И тогда мы сможем помирить Льдинку и Снежинку. Сегодня вы будите юными исследователями и проводить эксперименты! Вы готовы?
Дети: - Да!
Исследователь: Путь будет нелегким и отправимся мы с вами на лыжах. А скажите ребята, какую одежду мы наденем, когда отправимся?
Дети: - Зимнюю!
Исследователь: Молодцы! Вы готовы? За мной! Вот мы и добрались до места!
Ребята, что вы видите?
Дети отвечают
Исследователь читает название вывески.
Вывеска: «ЛАБОРАТОРИЯ»
Исследователь: - Сейчас прочитаю, все правильно, здесь мы и будем проводить эксперимент! И так, приступаем к делу! Ребята, что вы видите в нашей лаборатории?
Ответ детей
Исследователь: - Наша с вами задача- узнать чем похожи снег и лёд. Какие свойства снега и льда это доказывают?
Исследователь:
- Ребята, какие свойства и качества снега и льда вы уже знаете?
Дети отвечают
(снег - белый, рыхлый; лёд - бесцветный, хрупкий)
Исследователь: