Конспект организованной учебной деятельности в средней группе
Образовательная область: «Познание», «Социум»
Раздел: ознакомление с окружающим миром
Тема: «В студии профессора Галилео»
Цель: С помощью информационных технологий познакомить с миром звуков.
Задачи:
- Обобщить представления детей о физическом явлении - звук: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
- Развить в ребенке интерес к исследованиям; восприятие, мышление, речь (умение размышлять, рассуждать и анализировать).
- Воспитывать дружеские отношения к сверстникам.
Материалы: мультимедийные технологии, презентация к ОУД в программе ActivInspire, линейки, расчески с мелкими и крупными зубьями, таз с водой и пустой, камешки, механические часы, картон бумаги, шумовые инструменты, музыка.
Ход организованной учебной деятельности:
(Входят дети и здороваются).
Воспитатель: С?леметсіздер ме!
Утренний круг:
С?леметсіз бе алтын к?н!
С?леметсіз бе к?к аспан!
С?леметсіздер ме достар!
С?леметсіздер ме ?она?тар
Дети садятся на стульчики. Воспитатель зачитывает письмо.
Воспитатель: Сегодня утром к нам пришло письмо от Профессора «Галилео». Он приглашает нас в свою лабораторию, принять участие в очередной телевизионной программе. Поедем?
Дети: Да
Воспитатель: На каком виде транспорта мы можем поехать, к профессору Галилео? (Ответы детей). Я предлагаю вам полететь на самолете.
(Звук самолета, дети закрывают глаза. Открывается шторы. Звучит заставка Галилео и выходит профессор).
Профессор: С?леметсіздер ме! Спасибо, что вы так быстро откликнулись на мое письмо, добро пожаловать на программу и в мою телевизионную лабораторию. Присаживайтесь.
Профессор: У нас сегодня очень сложный вопрос. Многие зрители спрашивают меня, что такое звук и как он происходит.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос
Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез
Видео с вопросами от зрителей.
Профессор: - Поэтому, я вас, сегодня пригласил в свою телевизионную лабораторию, что бы вы помогли мне разобраться с этим вопросам.
Воспитатель: Очень хорошо, что ты обратился к нам, мы тоже в детском саду в своей лаборатории изучаем разные предметы и явления. Ребята, поможем профессору? Сначала расскажем, какие помощники нам помогают, чтобы услышать звук.
Ребенок: Звуки мы слышим ушами.
Дидактическая игра «Откуда слышится звук?»
Ребенок: Мы слышим разговор людей, шум леса и моря, музыку и множество других разных звуков.
Ребенок: Звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас.
Профессор: Теперь нам нужно узнать, что такое звук? Для этого у меня в лаборатории есть разные предметы. Давайте подойдем к столам.
Опыт 1:
Воспитатель: Посмотрите, что для нас приготовил профессор. Как можно использовать этот предмет, что бы он издавал звук? Мы уже с вами ребята проводили опыт на извлечение звука из предмета, давайте покажем профессору и расскажем.
Ребенок: Когда предметы в покое они не издают звуки.
Профессор: А как можно использовать линейку, что бы извлечь звук?
Воспитатель: Теперь давайте из линейки попробуем извлечь звук.
Ребенок: Кладут линейку на стол так, что бы один конец свисал со стола, прижимают конец, находящийся на столе, а свисающий дергают за кончик.
Профессор: Линейка начала издавать звук. Но я не понял, почему это произошло.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, почему это произошло?
Ребенок: Из этого мы делаем вывод, что звучат только дрожащие предметы.
Воспитатель: Правильно каждый шум, который мы слышим, произведен неким колебанием или очень быстрым движением вперед – назад. Звук передается в виде звуковых волн.
Видеоролик о звуковых волнах.
Профессор: Как можно их увидеть?
Воспитатель: Попробуйте бросить камень в тазик с водой и в пустой. Посмотрим, что мы увидим и услышим.
Опыт №2:
Бросают камешки сначала в емкость с водой.
Ребенок: Мы кинули камешек в емкость с водой и увидели, что от того места куда упал камешек пошли волны в разные стороны. Это звук побежал по воде.
Профессор: А теперь давайте кинем в пустую емкость.
Ребенок: Звук побежал по воздуху, поэтому мы не смогли увидеть звуковые волны, так как воздух невиден. Но мы его услышали.
Профессор: Какие бывают звуки?
Дети: Высокие, низкие, громкие, тихие, грубые, тонкие.
Воспитатель: Что бы в этом убедится, давайте поэкспериментируем:
Опыт№3:
Проводят пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок.
Воспитатель: Одинаковый вы слышите звук?
Ребенок: У расчесок с крупными, редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий.
Ребенок: А у расчесок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий.
Профессор: Как если нам плохо слышен, какой, то звук как можно его усилить.
Дети: Динамик, микрофон, рупор.
Профессор: А если у нас нет этих предметов?
Воспитатель: Изготовить мы можем рупор и сами. Для этого сложим лист бумаги в виде конуса вот, и получился у нас рупор. Давайте попробуем произнести слова в него тихо, громко. Наш рупор увеличивает громкость звука.
Профессор: А если нам хочется услышать тиканье часов, не поднося к уху как это можно сделать.
Воспитатель: Давайте сделаем трубку из картона. Теперь один конец поднесём к уху другой к часам. Мы слышим, как тикают часы. А почему как вы думаете?
Ребенок: В трубке звуковые волны не разбегаются в разные стороны, поэтому с ее помощью звук разносится на более дальнее расстояние.
Воспитатель: Правильно.
Ребенок: В телефоне звук бежит по проводам, и мы слышим его, даже если человек, который разговаривает с нами находится очень далеко.
Профессор: Ну, вы маленькие ученые я очень вами доволен, вы все знаете. Скажите, что же находится у меня на следующем столе.
Дети: Это шумовые инструменты, которые издают разные звуки.
Воспитатель: Мы сегодня порадовали профессора своими знаниями, а теперь порадуем и своей музыкой:
Игра на музыкальных инструментах.
Ребенок: Треугольник есть и ложки,
Ребенок: Бубны, палочки, гармошки.
Ребенок: Если все их разом взять,
Ребенок: Дружно вместе заиграть,
Воспитатель: Буду здесь я дирижером.
Кто же вы, ответьте хором!
Дети: Оркестр
Дети играют на музыкальных инструментах.
Профессор: Ой, спасибо большое.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз расскажем профессору и всем зрителям и телезрителям что такое звук, как передается и как можно его усилить.
Ребенок: Звуки мы слышим ушами. Он бывает разный: громкий, тихий, высокий, низкий, грубый, тонкий. Звук это некое колебание. Он перемещается в виде волн, которые бегут по металлу, по проводу, по воде, а чаще всего по воздуху. Усилить звук мы можем с помощью специальных предметов. Это динамики, микрофон и рупор.
Профессор: Спасибо вы смогли нам раскрыть секрет звука. Теперь я убедился, что вы настоящие ученые.
Воспитатель: А сейчас мы хотели бы угостить вас конфетами, но не простыми, а звуковыми. В каждой конфете есть звуковая начинка.
Дети раздают подарочные конфеты.
Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться, рады были помочь тебе профессор и твоим зрителям. А в заключение, мы хотим исполнить гимн нашей исследовательской группы.
Гимн исследователей
С отличным идем мы сюда настроеньем
и делаем опыты мы с вдохновеньем!
Все что хотели узнать про науки -
Здесь нам покажут умелые руки!
И можем мы новое сделать открытие,
если исследовать даже привычное!
Это огромное в мире событие -
все непонятное станет логичнее!
Здесь нам расскажут и сразу покажут
много забавных загадок природы:
лед здесь горячий, в бутылке – торнадо,
это попробовать срочно нам надо!
Профессор: А я хотел бы вам за отличную работу подарить предмет, который необходим каждому ученому. Это лупы.
Воспитатель: А вам уважаемые гости хочу пожелать хорошего настроения на весь день. А наша сегодняшняя программа, подошла к концу. До свидания, до следующей встречи в эфире. Смотрите нас на телевидении «Снежинка TV. До свидание!
Дети прощаются и уходят.