Конспект НОД в старшей группе « Бабушкина история о куклах»
Конспект НОД в старшей группе « Бабушкина история о куклах»
Конспект НОД в старшей группе
Автор: Бадаева Ольга Очировна, воспитатель дошкольный групп
МБОУ « СОШ с. Восток» МО « Енотаевский район».
Цели.: познакомить с историей и видами народных кукол: игровыми, обереговыми, обрядовыми.
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; эстетическое отношение и творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: познавательной, музыкальной, продуктивной.
Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе, через приобщение к народным традициям. Развить фантазию, мышление, внимание, познавательно -речевую активность детей.
Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда. Привить уважительное отношение к культурным традициям своего народа и предметам, созданными руками человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе « Бабушкина история о куклах» »
Конспект НОД в старшей группе
« Бабушкина история о куклах»
Автор: Бадаева Ольга Очировна, воспитатель дошкольный групп
МБОУ « СОШ с. Восток» МО « Енотаевский район».
Цели.: познакомить с историей и видами народных кукол: игровыми, обереговыми, обрядовыми.
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; эстетическое отношение и творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: познавательной, музыкальной, продуктивной.
Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе, через приобщение к народным традициям. Развить фантазию, мышление, внимание, познавательно -речевую активность детей.
Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда. Привить уважительное отношение к культурным традициям своего народа и предметам, созданными руками человека.
Образовательные области :познание, коммуникация ,социализация ,музыка.
Форма НОД : экскурсия – посиделки.
Оборудование : тряпичные куклы ,куклы для выставки ,аудиозаписи, ИТК средства: проектор, компьютер, презентация: «Народные тряпичные куклы», атрибуты русской избы, набор заготовок-кукол « Пеленашек »,костюмы детей.
Предварительная работа : разучивание русских народных игр; чтение рассказа М. Рыминой «Куклы наших бабушек»; беседа « Моя любимая игрушка»; изготовление кукол из ложек ,ниток; д/и « Подбери матрешкам ножки» ; просмотр слайдов «Национальности Астраханской области».
Словарная работа : тряпичная, обереговая, игровая, обрядовая.
Кол-во детей : 10 детей (девочек)
Место проведения: музыкальный зал.
Содержание организованной деятельности детей.
Дети и воспитатель ( хозяйка- бабушка) под русскую народную мелодию входят в зал и становятся в полукруг.
Хозяюшка: Ребята ,посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Хозяюшка: А теперь приглашаю вас в мою горницу. Приходите, присаживайтесь, всем места хватит. Посидим рядком и поговорим ладком. Какие вы все красивые ,на кукол похожи , с куклами. А откуда они у вас?
Дети : Родители подарили.
Хозяюшка: А где они их взяли?
Дети: В магазине купили
Хозяюшка: А где их делают?
Дети: На фабрике игрушек.
Хозяюшка: Правильно, на фабрике. А когда – то, давно, когда ваши прабабушки были маленькими, кукол было мало и их родители сами мастерили им кукол из того, что было в избе. Вот печку чем топили?
Дети: Дровами
Хозяюшка: Осталось поленьице, завернули в тряпочку ,надели косынку, получилась какая куколка?
Дети: Деревянная.
Хозяюшка: Назвали ее « Полешкой»( слайд 1). Печка потрескалась от жара, дым в избу валит, надо замазать щели глиной. Глина осталась, слепили куколку. Какая кукла получилась?
Дети: Глиняная (слайд 2)
Хозяюшка: Пора кашу варить. Взяли горшок, посмотрели на него и сшили куклу
«Кубышку»(слайд 3),похожую на горшок. Кашу поели, а ложку в тряпочку завернули, поиграли (слайд4) Из веточек для растопки печки куклу « Рогатку» ( слайд5) смастерили. Из шерсти связали теплые вещи ,а из остатков ниток намотали кукол «Мотанок»( слайд 6).
А вот у меня тут сундук стоит. Я уверена, много тайн он хранит. К сундуку я сейчас подойду, может, в нем что-нибудь найду. Хотите посмотреть? Показываю 1-ую куклу
« Купавка» ( слайд 7 ). Что это за кукла?
Милена: Купавка называется обрядовой куклой ,потому что ее мастерили на праздник Ивана-Купалы. Делали ее из крестообразной палочки ,наряжали в женскую одежду .а на руки вешали ленточки и загадывали желания, а потом отправляли плыть по реке. Ленточки забирали все несчастья и невзгоды.
Показываю 2-ую куклу « Сонница – бессонница» (слайд 8).Что это за кукла?
Ксюша .З: В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов ,быстро сворачивала из 2х лоскутков ткани куклу-обрег и бросала ее в колыбельку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим детяткой, а играй этой куколкой»
А эта кукла « Лихорадка» ( слайд 9). А ее для чего мастерили?
Ксюша Г.: Она оберегала людей от болезни. Их делали 12.по числу месяцев в году. Спеленатые как младенцы, скрепленные вместе, помещали их за печку, чтоб никто не видел. Звали их по хворям ,от которых они охраняли хозяев дома.
Глухея- от глухоты. Глядея -от слепоты. Гнетея -от потери аппетита. Корчея -от того, что жилы сводит .Лидея -от озноба. Ломея- от ломоты в теле. Пухея-от отека. Трясея- от ознобы. Огнея- от температуры. Весной их сжигали .вед летом болеть было некогда, много работы.
А эта кукла называется « Крупеничка» или «Травница» (слайд 10)
Оюна: Крупеничку заполняли зерном : овсом, пшеном, гречкой, горохом…И весной первым делом сажали зерно из этой куколки . Если куколка кругленькая достаток в семье, благополучие ,успех в работе.
А если худенькая- то ,значит в семье трудности. Травницу заполняли лечебными травами и вешали над кроватью или дверью
Кукла « Колокольчик» (слайд 11)
Динара: Она приносит в дом радость, хорошее настроение. Есть особенность у куклы. На ней юбок ровно 3: это счастье человека, символ веры, доброты. Для того, чтобы настроение было поднято всегда ,нужно чтобы в каждом доме это куколка была
Эта куколка «Многоручка»( слайд 12)
Адина: У Многоручки 6-8 рук, чтобы помогала по хозяйству все успевать делать. А когда заканчивались работы в поле, огороде, то женщины садились за рукоделие ,и кукла оберегала мастериц.
« Сенокосница »( слайд13)
Зуля: Куклу делали виде козы- любительницы травы. Потом одевали в яркую женскую одежду и брали на покос, всем на показ.
«Неразлучница»( слайд14)
Вика: Куклу дарили на свадьбу она как бы на одной руке, говорили: « Шли по жизни рука об руку». На поясе делали кисточки из ниток. Сколько ниточек- столько деточек.
« Мы милашки» (Музыка Зары Левиной. Слова Зои Петровой)
А теперь мы тоже приглашаем поиграть с ними .Х/и: « Идем мы все по кругу» ( Дети идут по кругу, напевая):
Идем мы все по кругу 3- раза.
А ты, с неваляшкой попрыгаешь?
Попрыгаю, попрыгаю
А ножками подрыгаешь?
Подрываю, подрыгаю
А ты ,ножками потопаешь?
Потопаю, потопаю
А ручками помашешь?
Помашем, помашем
А потом попляшем? Попляшем, попляшем.
Хозяюшка: Девочки, а эта кукла необычная, в гости к нам пришла.(выходит девочка- подросток в костюме северянка)
Северянка: ( слайд17).Здравствуйте ,девочки! Я к вас приплыла на льдине из Севера и зовут меня Северяночка. Я никогда не видела весеннего леса, весенних цветов, не слышала пени птиц, не гуляла на вашем празднике Весны.
Хозяюшка: Дети,давайте позовем Весну и пригласим нашу гостью в хоровод, возле нашей куклы Весняночки.
Дети: Давайте! « Весна красна, приди ясна!»
Весна ( родительница в костюме весны): Здравствуйте ,рада встречи с вами!
Все встают в хоровод и поют песню « на горе-то калина» (р.н.м.) 9 слайд 18)
На горе- то калина,
Под горою малина ,
Ну что ж кому дело, калина!
Ну кому какое дело ,малина!
Там девицы гуляли,
Там красные гуляли,
Ну что ж ,кому дело гуляли!
Ну кому какое дело, гуляли!
Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж ,кому дело ломали!
Ну кому какое дело, ломали!
Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали,
Ну что ж .кому кому дело вязали!
Ну кому какое дело, вязали!
На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж кому дело бросали!
Ну кому какое дело. Бросали!
Северянка : Спасибо, девочки! Мне было очень весело, но мне пора домой. До свидания!
Хозяюшка: В моем сундуке осталась одна кукла.
На что она похожа?
Дети: на весло
Хозяюшка: Правильно! Эта кукла так и называется « Весло»( слайд19).
Ее дарили рыбакам. А живет эта куколка на озере и она приглашает нас на прогулку, за околицу. А на чем поплывем к озеру?
Дети : на лодках
Хозяюшка: Тогда надумаем лодки.( Дыхательная гимнастика « Насосы»)
Надули? Поплыли.(дети имитируют движение гребли веслами, делают круг и подходят к макету озера) звучит музыка « Вода»
Хозюшка: Как красиво весной на озере! Кто тут? ( тихо звучит музыка озера)
Цапля (слайд 22) , на одной ноге стоит, отдыхает и не пугает тенью рыбу.
Лебедь( слайд23),яйца откладывает в камышах птенцов выводит
Хозяюшка: А стрекоза ,бабочка , кувшинка, когда появляются на озере?(слайд 24)
Дети: Летом
Хозяюшка: А какие летние месяцы знаете?
Дети: Июнь, июль, август
Хозяюшка: А сейчас какое время года?
Дети: весна
Хозяюшка: А весенние месяцы какие?
Дети : Дети: март, апрель, май.
Хозяюшка: Кипит на озере жизнь, все радуются весне, только грустно нашей куколке—Веслу, нет у них деток, тихо и пусто в их доме без детского смеха.
Давайте, сделаем им дето, кукол пеленашек.
Дети: Согласны! ( Дети подходят к столу, берут заготовки, рассаживаются. Хозяюшка обращает внимание на техкарту по изготовлению куклы- пеленашки. Затем дети приступают к работе )
Хозяюшка: А еще есть куклы в национальных костюмах, тех народностей, которые проживают в нашей местности: чеченском ,русском, калмыцком, казахском. ( слайд 25,26,27.28)
А когда-то, эти национальные костюмы были традиционной бытовой одеждой. В ней так и ходили, укладывали мамы своих деток спать и пели колыбельные песни.
Послушайте ( звучат колыбельные песни этих народов ).( Дети по окончанию работы берут куклы в руки и покачивают их.( сдайд30)
Хозяюшка: Понравились вам куклы из моего сундучка? А с какими куклами вы сегодня познакомились?
с игровыми , обрядовыми, обереговыми ( слайд 31)
Оюна: Гостей мы сегодня у нас привечали,
О всех оберегах мы вас рассказали:
Для дома, любви , для удачи и счастья,
О том, как себя уберечь от несчастий.
Так будьте здоровы, богато живите
И в гости еще не раз приходите!
(дети дарят гостям на память кукол-обереги)
Рефлексия: воспитатель предлагает детям отправиться в группу и поиграть с куклами.
Литература:
1. Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2008.
2. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург «Паритет» 2008.