kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД в старшей группе « Бабушкина история о куклах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД в старшей группе 

Автор: Бадаева Ольга Очировна, воспитатель дошкольный групп

МБОУ « СОШ с. Восток» МО « Енотаевский район».

Цели.: познакомить с историей и видами народных кукол: игровыми, обереговыми, обрядовыми.

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; эстетическое отношение и творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: познавательной, музыкальной, продуктивной.

Изготовить традиционную народную куклу-оберег «Пеленашка».

Совершенствовать мелкую моторику ( сворачивание, заматывание, завязывание узлов).

 Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе, через приобщение к народным традициям. Развить фантазию, мышление, внимание,  познавательно -речевую активность детей.

 Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от   результатов своего труда. Привить уважительное отношение к культурным традициям своего народа и предметам, созданными руками человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе « Бабушкина история о куклах» »

Конспект НОД в старшей группе

« Бабушкина история о куклах»

Автор: Бадаева Ольга Очировна, воспитатель дошкольный групп

МБОУ « СОШ с. Восток» МО « Енотаевский район».

Цели.: познакомить с историей и видами народных кукол: игровыми, обереговыми, обрядовыми.

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; эстетическое отношение и творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: познавательной, музыкальной, продуктивной.

Изготовить традиционную народную куклу-оберег «Пеленашка».

Совершенствовать мелкую моторику ( сворачивание, заматывание, завязывание узлов).

Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе, через приобщение к народным традициям. Развить фантазию, мышление, внимание, познавательно -речевую активность детей.

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда. Привить уважительное отношение к культурным традициям своего народа и предметам, созданными руками человека.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, двигательная

Вид НОД: интегрированная

Образовательные области :познание, коммуникация ,социализация ,музыка.

Форма НОД : экскурсия – посиделки.

Оборудование : тряпичные куклы ,куклы для выставки ,аудиозаписи, ИТК средства: проектор, компьютер, презентация: «Народные тряпичные куклы», атрибуты русской избы, набор заготовок-кукол « Пеленашек »,костюмы детей.

Предварительная работа : разучивание русских народных игр; чтение рассказа М. Рыминой «Куклы наших бабушек»; беседа « Моя любимая игрушка»; изготовление кукол из ложек ,ниток; д/и « Подбери матрешкам ножки» ; просмотр слайдов «Национальности Астраханской области».

Словарная работа : тряпичная, обереговая, игровая, обрядовая.

Кол-во детей : 10 детей (девочек)

Место проведения: музыкальный зал.


Содержание организованной деятельности детей.

Дети и воспитатель ( хозяйка- бабушка) под русскую народную мелодию входят в зал и становятся в полукруг.

Хозяюшка: Ребята ,посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)

Хозяюшка: А теперь приглашаю вас в мою горницу. Приходите, присаживайтесь, всем места хватит. Посидим рядком и поговорим ладком. Какие вы все красивые ,на кукол похожи , с куклами. А откуда они у вас?

Дети : Родители подарили.

Хозяюшка: А где они их взяли?

Дети: В магазине купили

Хозяюшка: А где их делают?

Дети: На фабрике игрушек.

Хозяюшка: Правильно, на фабрике. А когда – то, давно, когда ваши прабабушки были маленькими, кукол было мало и их родители сами мастерили им кукол из того, что было в избе. Вот печку чем топили?

Дети: Дровами

Хозяюшка: Осталось поленьице, завернули в тряпочку ,надели косынку, получилась какая куколка?

Дети: Деревянная.

Хозяюшка: Назвали ее « Полешкой»( слайд 1). Печка потрескалась от жара, дым в избу валит, надо замазать щели глиной. Глина осталась, слепили куколку. Какая кукла получилась?

Дети: Глиняная (слайд 2)

Хозяюшка: Пора кашу варить. Взяли горшок, посмотрели на него и сшили куклу

«Кубышку»(слайд 3),похожую на горшок. Кашу поели, а ложку в тряпочку завернули, поиграли (слайд4) Из веточек для растопки печки куклу « Рогатку» ( слайд5) смастерили. Из шерсти связали теплые вещи ,а из остатков ниток намотали кукол «Мотанок»( слайд 6).

А вот у меня тут сундук стоит. Я уверена, много тайн он хранит. К сундуку я сейчас подойду, может, в нем что-нибудь найду. Хотите посмотреть? Показываю 1-ую куклу

« Купавка» ( слайд 7 ). Что это за кукла?

Милена: Купавка называется обрядовой куклой ,потому что ее мастерили на праздник Ивана-Купалы. Делали ее из крестообразной палочки ,наряжали в женскую одежду .а на руки вешали ленточки и загадывали желания, а потом отправляли плыть по реке. Ленточки забирали все несчастья и невзгоды.

Показываю 2-ую куклу « Сонница – бессонница» (слайд 8).Что это за кукла?

Ксюша .З: В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов ,быстро сворачивала из 2х лоскутков ткани куклу-обрег и бросала ее в колыбельку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим детяткой, а играй этой куколкой»

А эта кукла « Лихорадка» ( слайд 9). А ее для чего мастерили?

Ксюша Г.: Она оберегала людей от болезни. Их делали 12.по числу месяцев в году. Спеленатые как младенцы, скрепленные вместе, помещали их за печку, чтоб никто не видел. Звали их по хворям ,от которых они охраняли хозяев дома.

Глухея- от глухоты. Глядея -от слепоты. Гнетея -от потери аппетита. Корчея -от того, что жилы сводит .Лидея -от озноба. Ломея- от ломоты в теле. Пухея-от отека. Трясея- от ознобы. Огнея- от температуры. Весной их сжигали .вед летом болеть было некогда, много работы.

А эта кукла называется « Крупеничка» или «Травница» (слайд 10)

Оюна: Крупеничку заполняли зерном : овсом, пшеном, гречкой, горохом…И весной первым делом сажали зерно из этой куколки . Если куколка кругленькая достаток в семье, благополучие ,успех в работе.

А если худенькая- то ,значит в семье трудности. Травницу заполняли лечебными травами и вешали над кроватью или дверью

Кукла « Колокольчик» (слайд 11)

Динара: Она приносит в дом радость, хорошее настроение. Есть особенность у куклы. На ней юбок ровно 3: это счастье человека, символ веры, доброты. Для того, чтобы настроение было поднято всегда ,нужно чтобы в каждом доме это куколка была

Эта куколка «Многоручка»( слайд 12)

Адина: У Многоручки 6-8 рук, чтобы помогала по хозяйству все успевать делать. А когда заканчивались работы в поле, огороде, то женщины садились за рукоделие ,и кукла оберегала мастериц.

« Сенокосница »( слайд13)

Зуля: Куклу делали виде козы- любительницы травы. Потом одевали в яркую женскую одежду и брали на покос, всем на показ.

«Неразлучница»( слайд14)

Вика: Куклу дарили на свадьбу она как бы на одной руке, говорили: « Шли по жизни рука об руку». На поясе делали кисточки из ниток. Сколько ниточек- столько деточек.

Хозяюшка: « Матрешка»( слайд 15)

Русская, народная, росписная, деревянная игрушка! Чья подружка?

Ксюша Г.Ксюша З: Это наша подружка, приглашаем всех поиграть (Дети встают в круг)

М/п игра( Мы веселые подружки)

  1. Мы веселые матрешки ( хлопают в ладоши)

  2. На ногах у нас сапожки( руки на поясе , поочередно выставляют ногу на пятку вперед.

  3. Сарафаны пестрые ( руки на поясе повороты туловища налево- направо

  4. Яркие платочки ( наклоны головой влево- вправо)

  5. Любим танцевать ( топают ногами)

  6. Раскраснелись наши щечки( потереть щеки)

  7. Мы веселые матрешки мы похожи словно сестры(хлопают в ладоши)

Хозюшка: Спасибо, матрешки, размяли наши ножки .А слышите, что это за перезвон?

Это мы, « Куклы- неваляшки (слайд 16) яркие рубашки ( поют куплет)

« Мы милашки» (Музыка Зары Левиной. Слова Зои Петровой)

А теперь мы тоже приглашаем поиграть с ними .Х/и: « Идем мы все по кругу» ( Дети идут по кругу, напевая):

Идем мы все по кругу 3- раза.

А ты, с неваляшкой попрыгаешь?

Попрыгаю, попрыгаю

А ножками подрыгаешь?

Подрываю, подрыгаю

А ты ,ножками потопаешь?

Потопаю, потопаю

А ручками помашешь?

Помашем, помашем

А потом попляшем? Попляшем, попляшем.

Хозяюшка: Девочки, а эта кукла необычная, в гости к нам пришла.(выходит девочка- подросток в костюме северянка)

Северянка: ( слайд17).Здравствуйте ,девочки! Я к вас приплыла на льдине из Севера и зовут меня Северяночка. Я никогда не видела весеннего леса, весенних цветов, не слышала пени птиц, не гуляла на вашем празднике Весны.

Хозяюшка: Дети,давайте позовем Весну и пригласим нашу гостью в хоровод, возле нашей куклы Весняночки.

Дети: Давайте! « Весна красна, приди ясна!»

Весна ( родительница в костюме весны): Здравствуйте ,рада встречи с вами!

Все встают в хоровод и поют песню « на горе-то калина» (р.н.м.) 9 слайд 18)

На горе- то калина,

Под горою малина ,

Ну что ж кому дело, калина!

Ну кому какое дело ,малина!


Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Ну что ж ,кому дело гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!


Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж ,кому дело ломали!

Ну кому какое дело, ломали!


Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну что ж .кому кому дело вязали!

Ну кому какое дело, вязали!


На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж кому дело бросали!

Ну кому какое дело. Бросали!

Северянка : Спасибо, девочки! Мне было очень весело, но мне пора домой. До свидания!

Хозяюшка: В моем сундуке осталась одна кукла.

На что она похожа?

Дети: на весло

Хозяюшка: Правильно! Эта кукла так и называется « Весло»( слайд19).

Ее дарили рыбакам. А живет эта куколка на озере и она приглашает нас на прогулку, за околицу. А на чем поплывем к озеру?

Дети : на лодках

Хозяюшка: Тогда надумаем лодки.( Дыхательная гимнастика « Насосы»)

Надули? Поплыли.(дети имитируют движение гребли веслами, делают круг и подходят к макету озера) звучит музыка « Вода»

Хозюшка: Как красиво весной на озере! Кто тут? ( тихо звучит музыка озера)

Д/И «Кто кем будет?»

Дети: Лягушки ( слайд 20). Откладывают икринки появятся головастикилягушата

Рыбки( слайд21), икру мечатмалькирыбки

Цапля (слайд 22) , на одной ноге стоит, отдыхает и не пугает тенью рыбу.

Лебедь( слайд23),яйца откладывает в камышах  птенцов выводит

Хозяюшка: А стрекоза ,бабочка , кувшинка, когда появляются на озере?(слайд 24)

Дети: Летом

Хозяюшка: А какие летние месяцы знаете?

Дети: Июнь, июль, август

Хозяюшка: А сейчас какое время года?

Дети: весна

Хозяюшка: А весенние месяцы какие?

Дети : Дети: март, апрель, май.

Хозяюшка: Кипит на озере жизнь, все радуются весне, только грустно нашей куколке—Веслу, нет у них деток, тихо и пусто в их доме без детского смеха.

Давайте, сделаем им дето, кукол пеленашек.

Дети: Согласны! ( Дети подходят к столу, берут заготовки, рассаживаются. Хозяюшка обращает внимание на техкарту по изготовлению куклы- пеленашки. Затем дети приступают к работе )

Хозяюшка: А еще есть куклы в национальных костюмах, тех народностей, которые проживают в нашей местности: чеченском ,русском, калмыцком, казахском. ( слайд 25,26,27.28)

А когда-то, эти национальные костюмы были традиционной бытовой одеждой. В ней так и ходили, укладывали мамы своих деток спать и пели колыбельные песни.

Послушайте ( звучат колыбельные песни этих народов ).( Дети по окончанию работы берут куклы в руки и покачивают их.( сдайд30)

Хозяюшка: Понравились вам куклы из моего сундучка? А с какими куклами вы сегодня познакомились?

с игровыми , обрядовыми, обереговыми ( слайд 31)

Оюна: Гостей мы сегодня у нас привечали,

О всех оберегах мы вас рассказали:

Для дома, любви , для удачи и счастья,

О том, как себя уберечь от несчастий.

Так будьте здоровы, богато живите

И в гости еще не раз приходите!

(дети дарят гостям на память кукол-обереги)

Рефлексия: воспитатель предлагает детям отправиться в группу и поиграть с куклами.

Литература:

1. Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2008.

2. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург «Паритет» 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект НОД в старшей группе « Бабушкина история о куклах»

Автор: Бадаева Ольга Очировна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства