Конспект НОД в средней группе «Волшебный мир зимы»
Конспект НОД в средней группе «Волшебный мир зимы»
В раннем возрасте дети очень любознательны: им все нужно потрогать, изучить, познать, а иногда и попробовать на вкус. Именно в это время в виде увлекательной игры нужно познакомить малыша с природой, ее явлениями – именно так воспитывается любовь к окружающему миру, восприимчивость к красоте!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познавательное развитие: расширять представления воспитанников о зимних явлениях природы, развивать сенсорные процессы (внимание, память, мышление и т.д.). Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Социально-коммуникативное развитие: формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников (дыхательная гимнастика, пережвижение по залу).
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок», работа с ножницами (нарезка шерстяных ниток для последующей работы).
Оборудование и материалы: проектор с иллюстрациями зимней природы, ноутбук, флешка, стаканчики с водой, гуашь, кисточки, заготовки снежинок из картона, клей- карандаш, нарезанная пряжа, волшебный сундук с костюмом для зимы, бумбокс с мелодиями, обруч для проведения дыхательной гимнастики.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагог с воспитанниками входят в музыкальный зал и находят волшебный сундук.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что это? (ответы). Какой красивый сундук, наверно, он- волшебный. Хотите посмотреть, что в нем лежит? (ответы). Давайте попробуем его открыть (пробует открыть, не получается). Ничего не получается, а может быть вы знаете волшебные слова,которые помогут нам (ответы). Давайте попробуем вместе их произнести (после волшебных слов педагог вновь пробует открыть сундук, он с легкостью открывается). Посмотрите, что в нем лежит (достает, показывает, называет и надевает костюм).
Включается волшебная музыка.
Угадайте-ка кто я?
"Я — царица холодов.
Из моих, из рукавов,
Я снежинки выпускаю,
Землю снегом покрываю".
Дети отгадывают загадку (Зимушка-зима)
- Я зима красавица, вам наряд мой нравится?
Сегодня, мои дорогие, мы совершим путешествие в волшебный мир зимы. Чтобы попасть туда, надопо держать ладони над волшебным кристаллом (воспитанники все сместе держат ладошки над «волшебным» кристаллом солевой лампы, звучит запись « шум метели»).
Воспитатель:Ребята, давайте вспомним какого цвета бывает зима? (ответы: белая).
Воспитатель: И не только…..
(На экране появляются слайды с изображением зимней природой холодных ( синий, белый, голубой, серый, фиолетовый…) и нейтральных цветов (белый, серый).
Воспитатель: Вот, какая я Зимушка-Зима расчудесница, какой разной я могу быть, давайте повторим, какие цвета мы с вами видели.
Опыт« Лед»
Воспитатель: (подходит к разносу со льдом) Посмотрите, что у меня есть. Это кусочки льда, я предлагаю вам потрогать их и сказать мне, какой лед на ощупь? (ответы). А что с ним будет происходить, если мы возьмем его в руки? (ответы). Правильно он растает, а почему, как вы думаете? (ответы: в зале тепло, и руки наши теплые, поэтому лед превращается в воду). Какие вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам вместе со мной заняться волшебством. Вы согласны? (ответы).
Воспитатель: Подойдите все к столу. У нас с вами есть стаканчики с водой и гуашь с кисти. Каждый из вас возьмет кисть и, окунув в гуашь, опустить в стакан с водой. Скажите, что у вас получилось? (ответы). Правильно, вода стала разноцветной. А вот сейчас главное волшебство! Вашу цветную воду я сейчас налью в формочки и быстро заморожу. Но, чтобы у меня все получилось, вы должны мне помочь (опустить форму в сумку-холодильник).
Палочкой взмахну своей,
К волшебству зову друзей!
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять. (Достает уже готовую замороженную воду, показывает цветные льдинки).
Воспитатель: Смотрите, я сейчас налью в формочки вашу цветную водичку и быстро ее заморожу (опустить форму в сумку-холодильник).
Воспитатель: Вам понравилось? (ответы)
Воспитатель: Посмотрите, что за картинка появилась на моем волшебном экране? (ответы) Кажется, я поняла, в чем дело. Мы должны их расколдовать, называя, чья это тень.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, как рождаются снежинки? (ответы) Тогда я вам сейчас покажу!
Видео «Рождение снежинок».
Воспитатель: Какая красота. У меня для вас есть тоже снежинки, пойдемте со мной.
Дыхательное упражнение «Снежинки»
Плавно снежинка Спустилась в ладонь, Шепчет тихонько: "Меня ты не тронь. Дунь осторожно, И я улечу - К синему небу Подняться хочу."
(Вдох через нос, выдох через рот. Повторение 3-5 раз).
Воспитатель: Со снежинками мы играли, а они не растаяли, почему? (ответы)
Воспитатель: А что будет с настоящими? (ответы: растают)
Воспитатель: Пойдемте дальше. Ой, ребятки, а вот и моя накидка, я ее недавно обронила. Как жаль, все мои снежинки расстаяли, помогите мне пожалуйста украсит мою накидку. Для этого давайте подойдем к столу (приглашает воспитанников занять места за столами). Прежде чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий, Чертим руками круг
Очень гладкий, Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком
Практическая работа.
Педагог объясняет воспитанникам последовательность выполнения работы (работа выполняется под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Какие чудесные снежинки у вас получились, давайте украсим ими свою накидку (воспитанники наклеивают снежинки на липкую ленту, заранее подготовленную, Зима надевает накидку и кружится), она стала еще краше, чем была, большое спасибо! Позабавилась я с вами, и теперь мне нужно возвращаться к своим делам, я хочу с вами потанцевать и оставить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать вам о нашей встрече, а еще маленький сладкий сюрприз.
(затем звучит музыка, под которую вместе с Зимушкой выполняются простые танцевальные движения. Зима, кружась, оставляет подарки, постепенно снимает с себя одежду и кладет в сундук, звучит волшебная музыка).
Цель: Уточнять знания воспитанников о зимних явлениях природы, расширять представления о них.
Интегративные задачи:
Познавательное развитие: расширять представления воспитанников о зимних явлениях природы, развивать сенсорные процессы (внимание, память, мышление и т.д.). Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Социально-коммуникативное развитие: формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, уменя высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического здоровья воспитанников (дыхательная гимнастика, передвижение по залу).
По содержанию НОД является интегрированной, так как ее части объединены знаниями из нескольких областей. Прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.
НОД состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Начинается с организационного момента, т.е. установления положительного эмоционального фона, где воспитанники попадают в волшебный мир зимы, и внимание воспитанников поддерживалось на протяжении всей НОД. Воспитанники выполняют задания разной направленности: отвечают на вопросы, участвуют в эксперименте, находят предметы в дидактической игре «Где, чья тень?».
На протяжении всей НОД у воспитанников поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности, к каждому из которых давались четкие инструкции. Воспитанники сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время НОД, что позволило сохранить положительный эмоциональный настрой. Я создавала условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Использовала методические приемы: показ слайдов, видео, аудиозаписи, беседа, сюрпризный момент, смена видов деятельности.
Активно использовала наглядные и словесные методы. Для снятия напряжения провела дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, и потанцевала с воспитанниками в свободной форме (в виде релаксации).
НОД дала возможность обощить знания воспитанников о времени года, стимулировала интерес к экспериментальной деятельности, эмоциональную отзывчивость на красоту зимы и зимней природы.
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
При анализе НОД с детьми обсудили, что им понравилось, с чем они справились, какое у них эмоциональное состояние после выполнения всех заданий и что они расскажут родителям при встрече.
Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.