kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД «Иванушка учится играть в шахматы» для детей первого года обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Формировать умение детей ориентироваться на шахматной доске, находить и показывать горизонталь, вертикаль и диагональ. Упражнять в счете шахматных полей. 2. Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Начальная позиция «Коня». Ход «Коня». 3. Развивать любознательность, стремление изучать шахматную игру, проявлять самостоятельность в игре. Материал: Загадки, карандаши, демонстрационная шахматная доска, шахматные фигуры. Шахматные диаграммы. Картинки к сказке. Предварительная работа: Чтение и отгадывание загадок о шахматных фигурах. Лепка знакомых шахматных фигур. Раскрашивание шахматных фигур. Д/и «Какой фигуры не стало». Чтение «Шахматная беседка». Словарная работа: Шахматная позиция, вертикаль, горизонталь, диагональ, побить фигуру, партнеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Иванушка учится играть в шахматы» для детей первого года обучения. »


Конспект НОД «Иванушка учится играть в шахматы» для детей первого года обучения.

Цель:

  1. Формировать умение детей ориентироваться на шахматной доске, находить и показывать горизонталь, вертикаль и диагональ. Упражнять в счете шахматных полей.

  2. Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Начальная позиция «Коня». Ход «Коня».

  3. Развивать любознательность, стремление изучать шахматную игру, проявлять самостоятельность в игре.

Материал:

Загадки, карандаши, демонстрационная шахматная доска, шахматные фигуры. Шахматные диаграммы. Картинки к сказке.

Предварительная работа:

Чтение и отгадывание загадок о шахматных фигурах.

Лепка знакомых шахматных фигур. Раскрашивание шахматных фигур.

Д/и «Какой фигуры не стало».

Чтение «Шахматная беседка».

Словарная работа:

Шахматная позиция, вертикаль, горизонталь, диагональ, побить фигуру, партнеры.

Ход занятия:

В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь со своей дочерью Анастасией. Царь был поклонником мудрой игры и любил решать на досуге шахматные задачи, да и дочь ему помогала.

Решила она выйти замуж. Загоревал царь не на шутку и издал такой указ: «Кто сможет решить шахматные задания, тот и женится на моей дочери Анастасии». Вот и вызвался Иванушка сразиться в шахматной игре, но сначала он решил попросить о помощи у нас, детей. Поможем Иванушке?

Задание 1:

  • Нужно отгадать загадки:

Не живет в зверинице,

Не берет гостинцы,

Но косой он ходит,

Хоботом не водит.

(Шахматный слон)

  • Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду,

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.

(Ладья)

  • Два брата, через грядку смотрят,

А подойти не могут.

(Короли)

  • Узнать его легко, он с гривой,

С осанкой важной, горделивой,

Красавца этого не тронь,

Узнали, кто это?

(Шахматный конь)

  • Рожь на нем не колосится,

Не растет на нем пшеница,

Слон и конь резвятся вволю,

Это...

(Шахматное поле)

С первым заданием мы справились, молодцы.





Задание 2:

Шахматная фигура «Конь»

Послушайте, как про эту фигуру можно сказать «Удивительный прыжок, поле прямо, поле в бок».

Ребята, сейчас я вас познакомлю с шахматной фигурой «Конь». Эта фигура в начальной позиции располагается между ладьей и слоном. Ход «Коня» более сложный, поэтому он считается хитрым.

Ходит «Конь» буквой «Г». Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои фигуры и фигуры другого цвета (неприятеля). «Конь» не может пойти на поле, которое занято своей фигурой.

Педагог показывает ход «Коня».

Приглашаю 2-Зх детей показать ход «Коня» на шахматной доске.

На следующем занятии я вам обязательно покажу ходы «Коня», когда он занимает позицию в центре доски.

Задание 3 (физминутка):

«Веселая зарядка» (выполняется стоя, у каждого в руках картинка - белочка).

  1. Посмотрите, какие красивые белочки пришли к вам в гости. (2-3 сек)

  • Посмотрите, какая у меня белочка. (2-3 сек)

  • А теперь опять посмотрите на свою, (повтор 3 раза)

  1. «Белочки» у нас веселые и любят прыгать, внимательно следите глазами: подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо - влево. (4 раза)

  2. «Белочки» любят кружиться. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними. (3 раза) (положили на стол)

  3. «Моя белочка» любит играть в прятки.

  • Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется, попробуйте глазками найти (повтор 4 раза).

Задание 4:

Самостоятельная работа.

Давайте подскажем Иванушке, из чего состоит шахматная доска (из полей).

- Какие вы знаете поля? (вертикальные, горизонтальные и диагональ)

- Сколько полей у самой длинной диагонали?

- Сколько полей у самой короткой диагонали?

- Давайте сейчас закрасим самую длинную диагональ (если белая - желтым цветом, если черная - коричневым цветом).

Опрос Зх-4х детей. Молодцы и с этим заданием справились.

Задание 5:

  • Работа в паре.

Игра «Обзорный ряд».

Нужно расставить шахматные позиции на доске.

1-ый игрок - должен «Ладьей» срубить все пешки.

2-ой игрок - должен постараться превратить пешку в сильную фигуру. Победитель станет тот, кто выполнит задание.

А теперь играют белые фигуры и черные.

Послушайте стихотворение:

На черно - белом крыльце сидели,

Король - королева, у них два коня, два слона,

Возле башен ладья и строй солдат впереди,

Попробуй выстроить их ты.

Наша игра называется «Живые фигуры» (дети – фигуры белого и черного цвета выстраивают шахматный ряд на ковре).

Итог занятия:

Ребята, сегодня вы были внимательные, активные, дружные.

Благодаря вашим стараниям мы выполнили все задания и помогли Иванушке запомнить правила игры в шахматы. Теперь он сможет победить короля в игре.

- Какие задания вам понравились?

- Что интересного вы узнали, для себя?







Список использованной литературы



  1. Шахматный учебник – «Сказка»

Ростов – на Дону, 2012г. А.Трофимова

  1. Журнал «Дошкольная Пралеска»

№1/2011г.

  1. «Приключения в шахматной стране»

М:1991г. И.Г.Сухин

  1. «Волшебные фигуры или шахматы для детей»

М:Новая школа, 1994г. И.Г.Сухин

  1. «Учебник юного шахматиста»

Ростов – на Дону, 2012г. А.Трофимова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект НОД «Иванушка учится играть в шахматы» для детей первого года обучения.

Автор: Климова Оксана Михайловна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 143933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства