Конспект непосредственно – образовательной деятельности с элементами ТРИЗ в группе компенсирующей направленности детей 5 – 7 лет Тема: «Из прошлого в будущее»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с элементами ТРИЗ в группе компенсирующей направленности детей 5 – 7 лет Тема: «Из прошлого в будущее»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с элементами ТРИЗ
в группе компенсирующей направленности детей 5 – 7 лет
Тема: «Из прошлого в будущее»
Цель:
Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ.
Задачи:
Область «Познавательное развитие»: познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи, закрепить знание геометрических фигур, цветов. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.
Область «Речевое развитие»: развивать связную речь детей. Формировать умение вести диалог с воспитателем. Воспитывать умение слушать, не перебивая ответы сверстника.
Область «Социально – коммуникативное развитие»: закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
Предварительная работа: д/и «Хорошо – плохо», игры с морфологической таблицей, фантазирование с помощью метода фокальных объектов.
- Ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. К нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами хорошо играем. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
Этюд «Улыбка»
- А теперь улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Упражнение «Да-нетка».
Ребята, я предлагаю вам отгадать, что находится в «черном ящике»: «Этот предмет нужен всем людям для общения между собой».
Ответ: телефон.
- Ребята. Смотрите. А здесь какое – то СМС письмо. Давайте прочтем его. «Здравствуйте, пишет вам экскурсовод из музея. «У меня зазвонил телефон… » - эта фраза из стихотворения К. Чуковского известна всем, но не всем известно, что 14 февраля телефон отмечал свой день рождения. В нашем музее представлены телефоны прошлого и настоящего времени. Приглашаем вас принять участие в выставке телефонов будущего. Ждем ваших работ. Всем удачи. До свидания».
- Ребята, мы будем принимать участие в выставке? (Ответы детей.) А что мы знаем о телефоне? Для чего нужен телефон? Всегда ли были телефоны? Какими были телефоны раньше? Хотите об этом узнать? (Ответы детей).
- Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое телефона. Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались при помощи телефона? (Нет, телефона тогда еще не было).
- Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей).
Игра «Глашатай». (Фразы: «У царя родился сын!», «Царь приглашает всех на бал!»)
- Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН».
Рассматривание иллюстраций старинных телефонов.
- Что необычного для нас в этих телефонах? (Ответы детей) .
- Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко.
- Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск.
Показываю детям дисковый телефон. Рассматриваем его.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
- Давайте подумаем, что хорошего в телефоне с диском? (ответы детей) .
- А что плохого в телефоне с диском? (уставал палец, диск вращался медленно) .
- Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас.
Рассматриваем телефон с кнопками.
- Давайте определим, что хорошего в телефоне с кнопками? (ответы детей) .
- А что плохого в телефоне с кнопками? (таким аппаратом можно пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя и т. д.) .
- Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели мобильный телефон.
Предлагаю рассмотреть настоящий мобильный телефон.
- Ребята, а что хорошего в мобильном телефоне? (его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился) .
- Действительно, мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился.
- А что плохого в мобильном телефоне? (можно его потерять, вредный для здоровья, может сломаться, может сесть батарейка и т. д.) люди общаются больше по телефону, чем ходят в гости к друг другу.
- Вот так появился телефон, но и сейчас ученые придумывают новые виды телефонов.
- А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю.
Давайте поиграем в игру «Чем был раньше? » (игра с мячом)
Дети становятся в круг. Бросаю мяч и называю любой предмет, например, книга. Ребенок бросает мяч обратно и говорит деревом и т. д.
Велосипед – железом;
Шкаф – деревом;
Хлеб – мукой;
Дуб – желудем;
Корова – теленком;
Лягушка – головастиком;
Бабочка – гусеницей;
Дом – кирпичами;
Ботинки – кожей.
- Теперь мы многое знаем о телефоне и можем участвовать в выставке. В этом нам поможет волшебная таблица (морфологическая таблица).
С помощью морфологической таблицы составляем изображение телефона, задаю детям параметры внешнего вида телефона (форму корпуса, цвет корпуса, форму экрана, количество и цвет кнопок). Сообщаю детям, что последняя строка в таблице обозначает дополнительные детали телефона, но она осталась не заполненной. Поэтому ребятам необходимо самим пофантазировать и дорисовать детали своим телефонам.
- Внешний вид своих телефонов вы придумали. А сейчас мы придумаем свойства нашим телефонам.
Игра «Чудесные вещи» (Метод фокальных объектов).
Из какого материала будет сделан телефон? (воздушный шарик, платочек)
- Какой бывает шарик? (Лёгкий, прозрачный, переливающийся, изменяющийся по форме и размеру.)
Как он будет передвигаться? (вертолет, лошадь)
- Как вертолёт передвигается? (Летит, вертится, крутится…)
Что же ещё волшебного будет в нашем телефоне? Может быть запах? (роза, духи)
Ребята, как благоухает роза? (Приятно, духами, ароматно)
А какие звуки будет издавать наш телефон? (магнитофон)
Какие звуки издаёт магнитофон? (Музыкальные, песни, сам поёт)
Предлагаю каждому ребенку выбрать для своего телефона любое свойство и рассказать про свой телефон так, чтобы захотелось его приобрести.
Дети по очереди рассказывают про свой телефон.
- Молодцы, ребята, вы все придумали очень необычные, интересные телефоны.
- Дети, что нового вы сегодня узнали? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»?
- Может быть, в будущем такие телефоны будут продаваться в магазинах.
- А сейчас давайте организуем в группе выставку телефонов будущего, на них посмотрят взрослые, дети из других групп. Потом мы отправим их на выставку в музей.
- Ребята, мне очень понравилось, как мы сегодня создавали телефоны, я хочу вам подарить вот таких смешариков. (Раздача сувениров)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно – образовательной деятельности с элементами ТРИЗ в группе компенсирующей направленности детей 5 – 7 лет Тема: «Из прошлого в будущее» »
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с элементами ТРИЗ
в группе компенсирующей направленности детей 5 – 7 лет
Тема: «Из прошлого в будущее»
Цель:
Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ.
Задачи:
Область «Познавательное развитие»: познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи, закрепить знание геометрических фигур, цветов. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.
Область «Речевое развитие»: развивать связную речь детей. Формировать умение вести диалог с воспитателем. Воспитывать умение слушать, не перебивая ответы сверстника.
Область «Социально – коммуникативное развитие»: закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
Предварительная работа: д/и «Хорошо – плохо», игры с морфологической таблицей, фантазирование с помощью метода фокальных объектов.
- Ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. К нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами хорошо играем. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
Этюд «Улыбка»
- А теперь улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Упражнение «Да-нетка».
Ребята, я предлагаю вам отгадать, что находится в «черном ящике»: «Этот предмет нужен всем людям для общения между собой».
Ответ: телефон.
- Ребята. Смотрите. А здесь какое – то СМС письмо. Давайте прочтем его. «Здравствуйте, пишет вам экскурсовод из музея. «У меня зазвонил телефон… » - эта фраза из стихотворения К. Чуковского известна всем, но не всем известно, что 14 февраля телефон отмечал свой день рождения. В нашем музее представлены телефоны прошлого и настоящего времени. Приглашаем вас принять участие в выставке телефонов будущего. Ждем ваших работ. Всем удачи. До свидания».
- Ребята, мы будем принимать участие в выставке? (Ответы детей.) А что мы знаем о телефоне? Для чего нужен телефон? Всегда ли были телефоны? Какими были телефоны раньше? Хотите об этом узнать? (Ответы детей).
- Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое телефона. Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались при помощи телефона? (Нет, телефона тогда еще не было).
- Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей).
Игра «Глашатай». (Фразы: «У царя родился сын!», «Царь приглашает всех на бал!»)
- Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН».
Рассматривание иллюстраций старинных телефонов.
- Что необычного для нас в этих телефонах? (Ответы детей) .
- Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко.
- Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск.
Показываю детям дисковый телефон. Рассматриваем его.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
- Давайте подумаем, что хорошего в телефоне с диском? (ответы детей) .
- А что плохого в телефоне с диском? (уставал палец, диск вращался медленно) .
- Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас.
Рассматриваем телефон с кнопками.
- Давайте определим, что хорошего в телефоне с кнопками? (ответы детей) .
- А что плохого в телефоне с кнопками? (таким аппаратом можно пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя и т. д.) .
- Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели мобильный телефон.
Предлагаю рассмотреть настоящий мобильный телефон.
- Ребята, а что хорошего в мобильном телефоне? (его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился) .
- Действительно, мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился.
- А что плохого в мобильном телефоне? (можно его потерять, вредный для здоровья, может сломаться, может сесть батарейка и т. д.) люди общаются больше по телефону, чем ходят в гости к друг другу.
- Вот так появился телефон, но и сейчас ученые придумывают новые виды телефонов.
- А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю.
Давайте поиграем в игру «Чем был раньше? » (игра с мячом)
Дети становятся в круг. Бросаю мяч и называю любой предмет, например, книга. Ребенок бросает мяч обратно и говорит деревом и т. д.
Велосипед – железом;
Шкаф – деревом;
Хлеб – мукой;
Дуб – желудем;
Корова – теленком;
Лягушка – головастиком;
Бабочка – гусеницей;
Дом – кирпичами;
Ботинки – кожей.
- Теперь мы многое знаем о телефоне и можем участвовать в выставке. В этом нам поможет волшебная таблица (морфологическая таблица).
С помощью морфологической таблицы составляем изображение телефона, задаю детям параметры внешнего вида телефона (форму корпуса, цвет корпуса, форму экрана, количество и цвет кнопок). Сообщаю детям, что последняя строка в таблице обозначает дополнительные детали телефона, но она осталась не заполненной. Поэтому ребятам необходимо самим пофантазировать и дорисовать детали своим телефонам.
- Внешний вид своих телефонов вы придумали. А сейчас мы придумаем свойства нашим телефонам.
Игра «Чудесные вещи» (Метод фокальных объектов).
Из какого материала будет сделан телефон? (воздушный шарик, платочек)
- Какой бывает шарик? (Лёгкий, прозрачный, переливающийся, изменяющийся по форме и размеру.)
Как он будет передвигаться? (вертолет, лошадь)
- Как вертолёт передвигается? (Летит, вертится, крутится…)
Что же ещё волшебного будет в нашем телефоне? Может быть запах? (роза, духи)
Ребята, как благоухает роза? (Приятно, духами, ароматно)
А какие звуки будет издавать наш телефон? (магнитофон)
Какие звуки издаёт магнитофон? (Музыкальные, песни, сам поёт)
Предлагаю каждому ребенку выбрать для своего телефона любое свойство и рассказать про свой телефон так, чтобы захотелось его приобрести.
Дети по очереди рассказывают про свой телефон.
- Молодцы, ребята, вы все придумали очень необычные, интересные телефоны.
- Дети, что нового вы сегодня узнали? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»?
- Может быть, в будущем такие телефоны будут продаваться в магазинах.
- А сейчас давайте организуем в группе выставку телефонов будущего, на них посмотрят взрослые, дети из других групп. Потом мы отправим их на выставку в музей.
- Ребята, мне очень понравилось, как мы сегодня создавали телефоны, я хочу вам подарить вот таких смешариков. (Раздача сувениров)