kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (с использованием ЦОР) "Убранство русской избы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Убранство русской избы" предназначен для занятий с детьми 6-7 лет. Он позволит познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Данный конспект  будет полезен для воспитателей детского сада и учителей 1 класса общеобразовательной школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (с использованием ЦОР) "Убранство русской избы" »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Звездочка»











Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми 6-7лет (с использованием ЦОР)

«Убранство русской избы»




















подготовила педагог дополнительного образования

Морозова Екатерина Петровна





г. Озерск

2015

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  1. знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта;

  2. развивать художественно-творческие способности детей;

  3. закреплять практические умения лепки комбинированным способом посуду;

  4. воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Интеграция образовательных областей:

  • Художественно-творческое развитие.

  • Социально – коммуникативное развитие.

  • Речевое развитие.



Оборудование для педагога: слайды и фотографии интерьера русской избы, иллюстрации из детских книг, предметы народного быта, музыкальный ряд: русские народные песни.

Оборудование для детей пластилин, стеки, доски для лепки.



Содержание непосредственно образовательной деятельности

Здравствуйте, ребята, или, как назвали бы вас раньше, красны девицы да добры молодцы! Сегодня мы с вами заглянем в прошлое наших предков и побываем в русской избе.


На Руси испокон веков строили себе дома из бревен — рубленные избы. Везде сохранялся естественный цвет древесины.

Золотисто-охристые тона стен избы, деревянной мебели, посуды, утвари. Белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписях домашней утвари.



Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней и чулана.


Клеть была холодной пристройкой из сруба к основному, теплому жилищу.


Клеть и избу соединяли сени - пристройка (прихожая) с большими широкими окнами.


При входе в избу, сразу обращали внимание на печь: она занимает основное место в избе. Дом без печи считался нежилым. По русскому обычаю дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных - возле порога.


Печь выкладывали из кирпича или из камней с глиной. Устье закрывалось заслонкой (щитом с ручкой).


Огонь разводился внутри печи, дым выходил через дымоход.

Возле русской печки всегда стоит ухват, кочерга и лопата.

Кочергой размешивали угли в печи.

Лопата (она называлась садник) нужна была для хлеба и выпечки.


Пищу готовили в тяжелом чугунке. Он был сделан особого чугуна - металла, который не бился и мог выдержать любой огонь.



Чугунок нагревался в печи, и чтобы его достать нужен был ухват, похожий на рога коровы.


Основной кухонной посудой в русской избе был глиняный горшок. В нем тоже варили и хранили еду. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки.


У печи хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник, а на стенах полки – наблюдники.


 За что так любили русскую печь? 
- За то, что обогревала жилище;  
- служила местом приготовления пищи;

- на ней сушили овощи, грибы, травы

- служила местом хранения вещей;

- зимой около нее держали птиц и молодых животных.


- Еще она была «спальней»;
- играла роль «парилки-лечебницы» (больного ребенка, на некоторое время, укладывали  в прогретую печь на лопате) как в сказке это делала Баба-Яга с Иванушкой;

Печь называли поилицей, и кормилицей, телосогревательницей».


От печи(на высоте человеческого роста) устраивали полати. На полатях спали, залезая туда с печи. Здесь сушили лен, постельные принадлежности и одежду. Полати были любимым местом детей — и тепло и все видно.


Печь топили дровами. Давайте мы с вами представим, как наши предки заготавливали дровадля печи.
Игровое упражнение "За дровами мы идем" из книги Ковалько В.И.
"Азбука физкультминуток для дошкольников"  

За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения
пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или женский угол. Там хозяйничала женщина: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.


Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для младенцев.


Всё в избе украшалось вышивкой, росписью или кружевом.

Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5 лет. 


Женщины и девушки пряли пряжу, а из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.


Звучит русская народная песня «Пряха».




В каждой крестьянской семье была прялка, на которой с помощью веретена пряли нитки.


Прясть могли все от мала до велика, а вот выучиться ткать было делом непростым.


Электричества раньше не было, и изба освещалась лучинами. Лучину вставляли в подставку - светец. Под ним ставили таз с водой.


С нарядными прялками девушки ходили на "посиделки", которые начинались на Руси с осени и продолжались до самой весны. Они пряли, вышивали, плели кружево и пели песни и играли в игры.


Давайте и мы с вами поиграем.

Хороводная игра (физкультминутка).

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.

В каждой избе обязательно был красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Это была самая освещенная часть дома.


В красном углу стоят стол и лавки. Посмотрите какой большой был стол.

Ведь в старину семьи были большие.


Во главе стола, сидел хозяин дома. Остальные члены семьи сидели справа и слева по-старшинству.



На лавках сидели не только во время обеда, ночью на лавках спали, поэтому лавки были длинные и широкие.



В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.


Отношение к нему было особое. В народе говорили - «печ­ка-матушка, да самовар- батюшка». 


Любили русские люди почаёвничать, т.е. попить чай. Чай пили из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.


Рядом с лавками стояли сундуки. В них хранили одежду, холсты (ткани) и другую домашнюю утварь.


А теперь давайте вспомним, что мы увидели за время нашего путешествия по русской избе.



Практическая часть.







 

Практическая часть.

Ребята, давайте мы с вами слепим чугунок и горшок, а кто захочет может слепить самовар.

Сейчас я покажу и объясню, как вылепить посуду из пластилина. Сначала делаем «донышко» — дно изделия. Оно похоже на лепешку. Затем наращиваем стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживаем.

Изготовление посуды.

Давайте мы поставим нашу посуду у печи (иллюстрация). А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки.

 



Используемые источники:

  • Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, Р88 утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. — СПб.: Искусство—СПБ, 2004. — 376 с: ил.

  • Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

  • http://muzofon.com/search/Пряха%20русская%20народная%20песня (музыкальный фрагмент «Пряха»)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Морозова Екатерина Петровна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства