Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (с использованием ЦОР) "Убранство русской избы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (с использованием ЦОР) "Убранство русской избы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Убранство русской избы" предназначен для занятий с детьми 6-7 лет. Он позволит познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Данный конспект будет полезен для воспитателей детского сада и учителей 1 класса общеобразовательной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (с использованием ЦОР) "Убранство русской избы" »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Звездочка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми 6-7лет (с использованием ЦОР)
«Убранство русской избы»
подготовила педагог дополнительного образования
Морозова Екатерина Петровна
г. Озерск
2015
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта;
развивать художественно-творческие способности детей;
закреплять практические умения лепки комбинированным способом посуду;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Интеграция образовательных областей:
Художественно-творческое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Оборудование для педагога: слайды и фотографии интерьера русской избы, иллюстрации из детских книг, предметы народного быта, музыкальный ряд: русские народные песни.
Оборудование для детей пластилин, стеки, доски для лепки.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
Здравствуйте, ребята, или, как назвали бы вас раньше, красны девицы да добры молодцы! Сегодня мы с вами заглянем в прошлое наших предков и побываем в русской избе.
На Руси испокон веков строили себе дома из бревен — рубленные избы. Везде сохранялся естественный цвет древесины.
Золотисто-охристые тона стен избы, деревянной мебели, посуды, утвари. Белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписях домашней утвари.
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней и чулана.
Клеть была холодной пристройкой из сруба к основному, теплому жилищу.
Клеть и избу соединяли сени - пристройка (прихожая) с большими широкими окнами.
При входе в избу, сразу обращали внимание на печь: она занимает основное место в избе. Дом без печи считался нежилым. По русскому обычаю дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных - возле порога.
Печь выкладывали из кирпича или из камней с глиной. Устье закрывалось заслонкой (щитом с ручкой).
Огонь разводился внутри печи, дым выходил через дымоход.
Возле русской печки всегда стоит ухват, кочерга и лопата.
Кочергой размешивали угли в печи.
Лопата (она называлась садник) нужна была для хлеба и выпечки.
Пищу готовили в тяжелом чугунке. Он был сделан особого чугуна - металла, который не бился и мог выдержать любой огонь.
Чугунок нагревался в печи, и чтобы его достать нужен был ухват, похожий на рога коровы.
Основной кухонной посудой в русской избе был глиняный горшок. В нем тоже варили и хранили еду. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки.
У печи хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник, а на стенах полки – наблюдники.
За что так любили русскую печь? - За то, что обогревала жилище; - служила местом приготовления пищи;
- на ней сушили овощи, грибы, травы
- служила местом хранения вещей;
- зимой около нее держали птиц и молодых животных.
- Еще она была «спальней»; - играла роль «парилки-лечебницы» (больного ребенка, на некоторое время, укладывали в прогретую печь на лопате) как в сказке это делала Баба-Яга с Иванушкой;
Печь называли поилицей, и кормилицей, телосогревательницей».
От печи(на высоте человеческого роста) устраивали полати. На полатях спали, залезая туда с печи. Здесь сушили лен, постельные принадлежности и одежду. Полати были любимым местом детей — и тепло и все видно.
Печь топили дровами. Давайте мы с вами представим, как наши предки заготавливали дровадля печи. Игровое упражнение "За дровами мы идем" из книги Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников"
За дровами мы идём И пилу с собой несём. (Ходьба.) Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.) Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.) А теперь их соберём И в сарайчик отнесём. (Наклоны.) После тяжкого труда Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или женский угол. Там хозяйничала женщина: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.
Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для младенцев.
Всё в избе украшалось вышивкой, росписью или кружевом.
Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5 лет.
Женщины и девушки пряли пряжу, а из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Звучит русская народная песня «Пряха».
В каждой крестьянской семье была прялка, на которой с помощью веретена пряли нитки.
Прясть могли все от мала до велика, а вот выучиться ткать было делом непростым.
Электричества раньше не было, и изба освещалась лучинами. Лучину вставляли в подставку - светец. Под ним ставили таз с водой.
С нарядными прялками девушки ходили на "посиделки", которые начинались на Руси с осени и продолжались до самой весны. Они пряли, вышивали, плели кружево и пели песни и играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем.
Хороводная игра (физкультминутка).
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют). Стал подружку выбирать. Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать. (Дети останавливаются). Поклонись, поклонись. (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает). Да за ленточку держись.
В каждой избе обязательно был красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Это была самая освещенная часть дома.
В красном углу стоят стол и лавки. Посмотрите какой большой был стол.
Ведь в старину семьи были большие.
Во главе стола, сидел хозяин дома. Остальные члены семьи сидели справа и слева по-старшинству.
На лавках сидели не только во время обеда, ночью на лавках спали, поэтому лавки были длинные и широкие.
В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.
Отношение к нему было особое. В народе говорили - «печка-матушка, да самовар- батюшка».
Любили русские люди почаёвничать, т.е. попить чай. Чай пили из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Рядом с лавками стояли сундуки. В них хранили одежду, холсты (ткани) и другую домашнюю утварь.
А теперь давайте вспомним, что мы увидели за время нашего путешествия по русской избе.
Практическая часть.
Практическая часть.
Ребята, давайте мы с вами слепим чугунок и горшок, а кто захочет может слепить самовар.
Сейчас я покажу и объясню, как вылепить посуду из пластилина. Сначала делаем «донышко» — дно изделия. Оно похоже на лепешку. Затем наращиваем стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживаем.
Изготовление посуды.
Давайте мы поставим нашу посуду у печи (иллюстрация). А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки.
Используемые источники:
Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, Р88 утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. — СПб.: Искусство—СПБ, 2004. — 376 с: ил.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).