I. Вводная часть: | Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка и письмо, проверим кто наи пишет?. Педагог читает письмо. Дети, пишет нам Незнайка. «Дорогие мои , друзья! Я гулял возле дома Знайки и решил в гости к нему зайти, его дома не было, но я не растерялся и решил чаю попить и случайно нашел волшебный порошок! Точно волшебный, я уверен, этот Знайка от меня его спрятал в кухонном шкафу в мешочке, думал я не найду, но меня не проведешь, может это Лунный порошок? Я пока что не понял как им пользоваться, но честно говоря мне не много лень. Может вы, ребята мне поможете? У вас в детском саду точно есть нужное оборудование» Ох , и сложная задача, сможем мы помочь Незнайке? Давайте посмотрим, что в этом мешочке. Потрогайте по очереди , какой на ощупь мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь ,что же это может быть? А на самом мешочке есть бирка, наш умнейший друг Знайка зашифровал название загадкой. Дети, вы любите разгадывать загадки? Сейчас мы ее отгадаем и узнаем что внутри. Воспитатель загадывает загадку: «Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет - испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это ….» Откройте мешочек. Что там? Педагог высыпает соль в емкость: Точно, это соль! Мы с вами уже познакомились с этим минералом на прошлом занятии, смотрели презентацию о том как ее добывают, что она бывает разная, кто хочет рассказать нам что запомнил? Правильно. Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная, и даже бывает разного цвета. Некоторые виды соли мы с вами рассмотрели и отправили в нашу коллекцию. Получается наша соль – это не волшебный порошок? Но думаю, Незнайка расстроится, если мы не изучим эту соль и не попытаемся найти у нее необычные свойства. Приглашаю вас в нашу лабораторию. | (Ответы детей Да! Да . Не, пахнет. Да! Соль. Соль Ответы детей Нет | Шкатулка, письмо, мешочек с солью. |
II. Основная часть Физминутка «Мы не будем торопиться» | Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. при работе с солью : 1. Не трогать руками глаза. 2. Соблюдать тишину. 3. Не толкать соседа во время работы. 4. Сначала посмотри, а потом повтори. 5. Выполнил и положи на место Итак, внимание. Опыт №1. «Из чего состоит соль». Нам понадобится оборудование: тарелка, лупа -увеличительное стекло, соль. Мы должны насыпать соль в тарелку тонким слоем и рассмотреть ее. Что можно сказать о её внешнем виде? Рассмотрим соль через лупу. Что можем увидеть? Кто сможет помочь мне сделать вывод? Правильно, мы делаем вывод: соль состоит из маленьких кристаллов и напоминает снег. Опыт № 2 «Соль хрустит» Нам понадобится оборудование: тарелка, ложка, соль. Мы должны насыпать соль в тарелку толстым слоем и надавить ложкой, и послушать, что мы услышим. Правильно, а почему мы слышим такой звук? Действительно, из предыдущего опыта мы узнали, что соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль , ее кристаллы трутся друг об друга и мы слышим хруст. Есть в этом какое-то волшебство, мы можем, например , озвучить мультфильм и использовать вместо снега – соль, никто не узнает подмены. Опыт №3 «Соль в холодной и горячей воде» Нам понадобится оборудование: два прозрачных стакана с горячей и холодной водой, соль, ложка. Мы должны взять два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей, чтобы их не перепутать, я отметила синей наклейкой - холодную воду, красной - горячую. Эксперимент буду проводить я, а вы должны рассказать, что увидите. Я насыпаю в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешиваю. Как вам кажется, соль одинаково растворяется? Значит , что мы можем сказать о соли в горячей и холодной воде? Правильно, чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль. вот мы узнали еще одно свойство соли. Прежде чем продолжить наши опыты, предлагаю выйти на ковер и сделать небольшую физминутку. Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.) Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. Отлично, размялись и продолжаем изучать нашу соль. Опыт №4. «Плавающая картошка». Нам понадобится оборудование: два прозрачных стакана с горячей и холодной водой, соль, ложка, картофель два равных кусочка. В стаканы с водой мы налили одинаковое количество воды , в один мы насыпаем три ложки соли и перемешиваем, чтобы его не перепутать наклеим наклейку. Второй стакан оставим с простой водой. Положим в оба стакана кусочки картофеля, мне поможет …. Что мы видим ? В соленой воде всплывет, в обычной - утонет. Как вы думаете почему? Чтобы доказать , что именно вода выталкивает картошку и это не влияние ее веса, мы достанем кусочки и поменяем их местами. Ничего не изменилось, в соленой воде картошка всплывает. Теперь мы смешаем оба раствора и положим картофель. Что мы видим? Из этого опыта мы можем сделать вывод, в солёной воде картофель не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать. Следующий опыт №5. «Кристалл из соли». Как думаете, сможем ли мы вырастить настоящий кристалл? Нам понадобится оборудование: стакан, вода, соль, палочка, шерстяная нитка. Мы должны растворить 3 столовых ложки соли в воде. Нитку привязать на середину палочки и расположить так, чтобы конец утонул в воде в вертикальном положении. Но результат мы получим не сразу, нам нужно оставить стакан при комнатной температуре. Через 5 дней начнет образовываться кристалл из соли и со временем он будет увеличиваться. | Внимательно слушают правила. Выполняют указания педагога и отвечают на вопросы: Соль похожа на порошок. Соль состоит из белых кристаллов похожих на снег. Дети анализируют увиденное и делают вывод: Соль состоит из маленьких кристаллов, похожих на снег. Выполняют указания педагога и говорят, что услышали: Как будто идешь по снегу в морозный день Потому что мы знаем, что соль, как и снег, состоит из кристаллов. Дети наблюдают за действиями педагога и делятся наблюдениями. В горячей воде кристаллы быстрее пропали. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль. Выполняют физминутку в соответствии с текстом Дети садятся на место. Дети наблюдают за действиями педагога и делятся наблюдениями. Ответы детей: В стакане с солью картошка всплыла. В обычной утонула Одна картошка легче. Картофель держится в середине стакана. Дети наблюдают за действиями педагога | Тарелка, лупа -увеличительное стекло, соль. Тарелка, ложка, соль. Два прозрачных стакана с горячей и холодной водой, соль, ложка |