Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе " Мордовская радуга»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №104»
Конспект занятия по рисованию
«Мордовская радуга»
(подготовительная группа)
Подготовила:
воспитатель
Капранова Е.В.
г.о. Саранск
Конспект занятия по рисованию «Мордовская радуга»
Программное содержание:
О: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма. Углубить представления о мордовском прикладном искусстве. Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью).
Р:Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих.
В:Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.
Методические приемы:
рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.
рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.
Словарная работа:
С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.
Ход занятия.
Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.
В: Шумбратадо, вечкевикс инжить!
Д: Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!
Игра «Назови элементы мордовского орнамента».
В: Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите, из каких элементов состоит этот орнамент.
Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полувосьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток) .
В: Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?
Д: Красный.
В: Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?
Д: Эрзя, мокша, шокша.
В: Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».
Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокшаночки.
Д: Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянскойрубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки -кокошник.
В: Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?
В: Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передник для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточкой.
Д: Работать надо аккуратно, не набирать много воды на кисть, краску брать на кончике кисти, пользоваться салфеткой.
В: Дети, приступайте к работе
Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.
В: Заканчивайте работу. Дети, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».
Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.
В: Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?
Д: Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.
В: Чей передник вам понравился больше? Почему? А мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощение!
Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками — сюкорами.
Литература:
Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983.
Валдоня: Программа и метод, рекомендации. - Саранск, 2001.
Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.
Мордовская народная вышивка / Сост. В. Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.