Под весёлую музыку дети входят в зал. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что это?
Дети: волшебный мешочек
Воспитатель: правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.
Воспитатель: правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису?
Ответ детей: (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)
Воспитатель: как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса?
Дети: у нее длинный пушистый хвост.
Основная часть.
3. Беседа.
Воспитатель: теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, давайте составим описательный рассказ по опорным картинкам про нашу гостью.
Дети: составляют описательный рассказ по мнемотаблице (2-3 ребенка)
4. Игра с загадками.
Воспитатель: молодцы, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.
(Слайд программа).
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
Он ходит летом без дороги, Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (Петух)
У меня отличный слух
Острый взгляд и тонкий нюх,
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я …. (Собака)
Воспитатель: ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»?
Дети: да.
5. Физкультминутка
Воспитатель: ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?
Дети: да
Воспитатель: тогда встаем в круг.
«Дикие животные». Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда. А где достать – не знал.
6. Моделирование сказки.
Воспитатель: вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.
На столах листы с кругами, карандаши.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Соня, расскажи, с чего начинается сказка.
Воспитатель: правильно, рисуем зайца и лису.
Воспитатель: давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.
Воспитатель: а что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?
Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.
7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.
Воспитатель: а теперь, ребятки, превратитесь вы в зверей.
Ребята инсценируют сказку «Заюшкина избушка»
Заключительная часть.
8. Подведение итогов.
Воспитатель: чему нас учит сказка?
Ответы детей
Цель:
Обобщать представления детей пятого года жизни о временах года, их последовательности; упражнять детей в составлении описательных рассказов о явлениях природы с использованием приемов мнемотехники: мнемотаблицы, мнемодорожки;
Закрепить навыки количественного и порядкового счета, цвета.
Развивать речевую компетентность детей, мышление, память, внимание, творческое воображение.
Воспитывать исполнительность, умение работать по инструкции.
Предыдущая работа:
Наблюдения на прогулке за явлениями природы в разное время года, ознакомление с мнемотаблицами, мнемосхемами.
Составление рассказов о временах года по схемам (мнемотаблицы т.д.)
Изображение на интерактивной доске:
1) «Королева знаний с ящиком»
2) «Солнышко без лучей»
3) «Солнышко с лучиками»
4) Мнемотаблица «Зима»
5) «Цветок из 10 лепестков на каждой цифре и картинки весенних явлений»
6) Мнемотаблица «Лето»
7) Осенние листочки с рисунками осенних явлений
ХОД ЗАНЯТИЯ В Средней ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла королева знаний.
(Показ на интерактивной доске иллюстрации с изображением королевы Знаний с ящиком)
Она пришла с ящиком, туда дети оставляют поговорки, пословицы, загадки, приметы времен года. Хотите ли вы положить туда свои знания?
Дети: (да)
Воспитатель: Давайте вспомним, какое сейчас время года? Какой месяц?
Дети: началась весна, наступил март.
Воспитатель: С приходом весны к нам пришло солнышко, посмотрите, что-то с ним не так? Чего не хватает? (Воспитатель показывает на интерактивной доске солнышко без лучиков)
Дети: (нет лучей)
Воспитатель: Зима не позволяет солнышку светить ярко. Поможем солнышку?!!
Дети: да
Воспитатель: Давайте расскажем все, что мы знаем о зиме и она отступит.
(Дети составляют предложения, рассказывают о зиме с помощью мнемотаблицы «Зима» )
Например: Зимой на улице много снега.
Зимой люди празднуют праздник Нового года.
Зимой люди тепло одеваются и т.п.)
Воспитатель: Молодцы, вы помогли солнышку, вот посмотрите на наше солнышко, у него появились лучики, давайте возьмемся за руки и погреемся около солнышка.
(Солнышко появляется на интерактивной доске, проводится психогимнастика)
Психогимнастика «Я и солнышко»
(звучит легкая музыка)
Воспитатель: Дети, поднимите руки вверх, встаньте на цыпочки, потянитесь к солнышку, наслаждайтесь теплом его лучиков. Солнышко дарит каждому из вас по лучику. Схватите пальчиками лучик, а теперь отпустите, подставьте ладони лучам. Чувствуете, как они наполняются теплом. А теперь приложите ладони к груди. Пусть тепло перейдет к вашим сердечкам. Погрейте лица на солнышке. Давайте улыбнемся ему, подарим тепло своих улыбок.
Воспитатель: Зима отступила, и, наконец, пришла весна, она подарила нам волшебный цветок, но весенний ветерок подул, лепестки разлетелись, осталась только серединка, давайте посчитаем, сколько у нас лепестков, составим цветочек в соответствии с цифрами и расскажем об основных весенних изменениях в природе.
Проводится игра
Дидактическая игра «Сложи цветочек»
(Дети, выкладывая цветочек, считают количество лепесточков, называют цвета, проводится порядковый счет, потом дети описывают весенние явления с помощью мнемосхемы)
К примеру:
Весной просыпается солнышко.
Весной на деревьях появляются листочки
Весной просыпаются насекомые и тому подобное.
(Потом дети описывают основные весенние явления и изменения в природе по памяти)
Воспитатель. Следующее время года веселое, нежное, теплое, приглашает вас сделать веселую физкультминутку)
(Проводится физминутка)
Воспитатель: Вы догадались о каком времени года идет речь?
Дети: Лето.
Воспитатель: Давайте расскажем все, что мы знаем о лете с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица «Лето»)
Дети составляют предложения о лете.
Например: Летом на улице тепло.
Летом люди отдыхают на море, реке. И т.п.
Воспитатель: Лето пролетело быстро, а последующее время года, какое?
Дети: Осень
Воспитатель: Осень уже принесла в сумке (листочки), но они не простые, на них изображены схемы, с помощью которых мы расскажем об основных осенних явлениях.
(Дети описывают осень по схемам, изображенным на листочках )
К примеру:
Осенью на улице становится прохладно.
Осенью люди собирают урожай
Осенью дети идут в школы.
Воспитатель: Дети, вы молодцы, у вас есть хорошие знания о временах года. Королева знаний благодарит вас за те знания, которые вы положили в ящик. Этой осенью вы все пойдете в школу, за то, что вы были на занятии старательные, внимательные королева знаний приготовила вам подарок, это рас