Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Заучивание стихотворения А. Прокофьева "береза" в подготовительной группе»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Береза».
Цель: разучить стихотворение А. Прокофьева «Березка» с помощью коллажа.
Совершенствовать навыки работы по составлению коллажа и работы с ним. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, используя слова и выражения из текста. Развивать общие речевые навыки(голос, выразительность речи) Развивать память, внимание, воображение; Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии; воспитывать любовь к русской берёзке. Расширение и активизация словаря.
Материал и оборудование: картинки для коллажа, аудиозапись стихотворения А. Прокофьева «Береза», фото березы, письмо-послание от девочки из Африки, портрет А. Прокофьева.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель собирает детей возле себя у окна.
-Доброе утро ребята! Скажите мне пожалуйста, какое время года сейчас?(весна)
-А давайте каждый из вас подумает и назовет признак весны. (Дни стали длиннее, солнце светит ярче, на деревьях появились почки, растаял снег, появляется первая трава, расцветают первоцветы, появились насекомые, перелетные птицы возвращаются из теплых стран и т.д.)
Молодцы! Теперь не осталось сомнений, что вы знаете много о весне.
Речевая игра «Живые слова»
Я предлагаю вам немного поиграть, возьмем предложение «Весной солнце светит ярче», каждый из вас будет словом из этого предложения(дети раздаются слова), затем дети меняются местами и читают предложение с другим порядком слов, после дети снова меняются. А можем ли мы заменить слова из этого предложения на другие? Подумайте и назовите слово и место его расположения.
Проблемная ситуация.
Ребята, как вы сказали, с наступлением весны к нам из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Сегодня по дороге в сад я встретила первых скворцов, и у одного из них было это послание (скрученный листок бумаги с подготовленным текстом). Вам интересно от кого оно, и что в нем написано?
Текст письма:
«Здравствуйте, ребята из далекой России!
Меня зовут Марджани, мне 8 лет, я живу в жаркой Африке, где круглый год тепло. Я никогда не видела снега, животных, которые есть у вас и деревьев, что растут в ваших лесах. Но недавно в книге я увидела очень красивое дерево, которое мне очень понравилось, и я хотела бы узнать о нем, но, к сожалению, я не знаю, как оно называется. Помоги мне, пожалуйста!»(на листке бумаги напечатано фото березы)
- Ребята, поможем Марджани?
Игра «Угадай по описанию»
Я предлагаю одному из вас посмотреть на фото и описать дерево, которое изображено на нем, а остальные внимательно послушают и постараются определить, что это за дерево(ребенок описывает березу, дети отгадывают, доказывая свое мнение, на экран выводится изображение березы)
Затруднение
-Да, на фото действительно береза. Теперь мы можем отправить ответ Марджани. Можем мы это сделать?(Нет, потому что скворцы полетят в Африку только осенью)
-А что же нам делать? Как иначе мы можем связаться с ней?(позвонить по телефону(но не знаем номер), оправить письмо почтой(но не знаем адрес).
-Какие есть еще современные способы связаться с человеком в любой точке мира?(интернет, электронная почта)
-А мы знаем электронный адрес Марджани?(нет)
-Но посмотрите, ребята, в письме еще что-то написано(электронный адрес)
-Можем ли мы теперь ответить девочке из Африки?(да)
-Верно, но я предлагаю вам еще выучить и рассказать для нее стихотворение, мы запишем его на видео и отправим вместе с ответом. Я как раз знаю одно замечательное стихотворение, которое написал Александр Прокофьев, послушайте его.
Первое прослушивание стихотворения на аудио записи(показ видео о березе на экране). Беседа по содержанию стихотворения.
-Вам понравилось стихотворение?
Что нам может помочь быстрее запомнить стихотворение(картинки-ассоциации, коллаж). Давайте с вами побеседуем и составим коллаж из картинок.
-Как относится автор к березе? Какими словами ее описывает?(какие картинки подойдут к этим словам?
-Почему березку называют русской?(картинка)
-Какое настроение у березы? Какие картинки подберем?
-А как вы понимаете выражение белёный сарафанчик?(картинка)
-А что за платочки в карманчиках?(картинка)
-А какая картинка подойдет к выражению красивые застежки?
-Как вы думаете, что такое зеленые сережки?(картинка)
-Какими словами описывает автор березку, говоря, что он ее любит? Какие подойдут картинки к этим словам? А что значит ненаглядную?
-С какими подружками всегда березка?
-Почему низко клонится, и гнется, но не ломится? Какая картинка может подойти к этому выражению?
Ребята, посмотрите, какой у нас получился коллаж. А теперь предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Берёзка»
Мы березку посадили,(наклониться)
Мы водой ее полили,(имитация полива дерева)
И березка подросла,(встать, подняться на носочки, руки на пояс)
К солнцу ветки подняла.(руки вверх)
А потом их наклонила,(руки вниз)
И ребят благодарила(наклоны головы)
Повторное прослушивание стихотворения.
Ребята, предлагаю продолжить учить стихотворение для Марджани.
Читает воспитатель, с опорой на коллаж, а дети повторяют.
Речевая игра «Я начну, а ты продолжи» Воспитатель читает начало строчки, а ребенок, которому воспитатель бросил мяч, продолжает.
Игра «Ты мне, я тебе»
Воспитатель рассказывает первую строчку стихотворения, а дети вторую, и так по очереди.
А теперь давайте послушаем девочек.
А теперь мальчики прочитают нам стихотворение.
Кто-нибудь готов сам рассказать стихотворение, чтобы записать его и отправить в далекую Африку по электронной почте?(предварительно необходимо создать электронную почту с фото девочки на аватарке, на которую по завершению занятия вместе с детьми отправить ответ на вопрос и видео)
Ребенок(или несколько) читает стихотворение, производится видеозапись.
Итог занятия.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
А что понравилось больше всего? А теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать свою березку, все рисунки и сфотографируем и тоже отправим Марджани, вместе с видео и письмом с ответом на ее вопрос. Вы все молодцы, хорошо работали на занятии и чтобы вы улыбнулись я для каждого из вас приготовила маленькое солнышко(изображение солнышка на самоклейке)