Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, её написал Алексей Михайлович Ремизов. Название у нее необычное – „Хлебный голос“. Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный? А какой голос дальше других слышен?» Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дальше слышен» (прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняю у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают. Рассказываю о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам… «А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уточек или курочек покормить» Физкультурная минутка «Сказки» В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.) 2. Дидактическая игра. Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку. «А сегодня мы поиграем в игру «Я вам - вы мне»– Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „ Сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?» Предлагаю для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняю, как называется это произведение. Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указываю произносит первое слово, а затем второе и т. д. После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а я анализирую его. Предложения для анализа: Кабы я была царица, Говорит одна сестрица (Сказка о царе Салтане) Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу. (Сказка о рыбаке и рыбке) Идёт направо - песнь заводит Налево - сказку говорит (У лукоморья дуб зелёный) Построить мнемотехническую дорожку по карточкам Дидактическая игра «Сложи сказку» (дети складывают их разрезанных частей сказку и называют её) Литературная сказка «Хлебный голос» Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках - и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться. А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь призвал к себе снох — и старшую, и среднюю, и младшую - и решил испытать, кому из них большухой быть. — Какой,— спрашивает цать,- голос дальше слышен? Старшая думала, думала,— какой голос? - Да вот,—говорит, — батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было. — Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к средней. — Какой голос дальше слышно? — Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала. Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? — и к младшей: — Какой голос дальше слышно? — Не смею, батюшка, сказать, сами знаете. — Как так, говори, не бойсь. — Хлебный голос дальше слышно. — Какой такой хлебный? — А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно. — Ну,— говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой. И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен. А. Ремизов |