- прививать интерес к художественной литературе, к народному творчеству, желание приобщаться к нему;
- формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
Приемы руководства деятельностью детей: 1. Приём мотивации деятельности детей: игровая ситуация. 2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические игры, задачи на логическое мышление. 3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, опытно-эксперементальная деятельность, показ, объяснение.
Материал: аудио оборудование, костюм хозяюшки (передник), картинки домашней птицы (папа, мама) и их птенцов, круги Луллия, петушки с хвостиками из перьев (для дыхательного упражнения), смайлики с изображением домашней птицы, перья домашней птицы, чашка с водой, схема для описания.
Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц, чистоговорок, рассматривание схем, составление рассказов по мнемотаблицам, чтение художественной литературы, складывание разрезных картинок, разучивание пальчиковых гимнастик, отгадывание загадок и ребусов.
Индивидуальная работа: следить за правильным произношением слов, построением предложений, формирование правильного речевого выдоха.
Активизация и обогащение словаря:птичница, хозяюшка, птичий двор, схема, опыт (эксперимент), селезень.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. (Дети встают в круг с воспитателем).
Ребята, сегодня я, приглашаю вас на «весёлый двор», где живут птицы.
На птичий двор, чтобы попасть,
Всем сначала надо встать.
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всём на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, птицы и игра».(Дети выполняют движения в соответствии со словами, на мольберт прикрепляю иллюстрацию птичий двор).
Вот мы и попали на птичий двор, а теперь, ребята, к стульчикам пройдём и занятие начнём.
Основная часть:
Воспитатель:
- А вы знаете, как называют птиц живущих с человеком в доме?
Дети:
- Домашние птицы. Воспитатель:
- А кто заботится о домашней птице?
Дети:
- Человек, хозяин, хозяюшка, птичница.
Воспитатель:
- Правильно! Вокруг себя я повернусь и в птичницу превращусь. (Воспитатель одевает передник и превращается в хозяюшку).
Хозяюшка:
- Кормлю я деток птичьих,
Смешных и симпатичных.
Я знаю, что цыплятам,
Утятам и гусятам
Нужна не просто птичница,
А птичница – отличница!
Здравствуйте, дети! Много мне приходится трудиться. Скажите, а вы знаете, как нужно заботиться о домашних птицах?
Дети:
- Их нужно кормить, поить, содержать в тепле, чистить клетки.
Хозяюшка:
- Для чего люди разводят птиц?
Дети:
- Чтобы получить мясо, яйцо, перья, пух.
Хозяюшка:
- Рано – рано я встаю, а раньше меня встаёт мой дружок. Кто он?
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож,
А всех будит. (Петух) (Хозяюшка показывает изображение петуха на мольберте). Какой он красивый, гордый. Попробуйте его описать.
Описание по схеме. (Дети описывают петушка, используя схему, выделяя характерные признаки: петух домашняя птица, живёт в курятнике, он большой, разноцветный, хвост красивый, длинный, клюв маленький, прямой).
Дыхательная гимнастика.
Хозяюшка:
- Давайте поиграем, встаньте. У вас на столах есть петушки, возьмите их. Мы подуем на пёрышки правильно, не надувая щёк, не опуская плечи, и сил у нас прибавится (дуют 3-4 раза).
Молодцы! Сели. Посмотрите, кто идёт!
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь) (На мольберте изображение гуся). Гусь в воде купался и сухим остался. А почему?
Дети:
- Потому что перья смазаны жиром.
Игра – опыт «Тонет – не тонет».
Хозяюшка:
- Тело гуся и утки выделяет жир. Птицы смазывают им перья при помощи клюва. Вода не может намочить перья, и птицы держатся свободно на воде. Давайте проверим это! Подойдите, дети. Возьмите перья. Опускаем перья в воду. Посмотрите, что получилось. Перо плывёт. Оно сухое и не тонет. Не зря говорят в народе: «Как с гуся вода».
Физминутка.
Хозяюшка:
- А теперь встаньте в круг, на нашем птичьем дворе начинаются танцы. (Дети исполняют танец «Маленьких утят»).
Молодцы! Проходите на свои места.
Игра с кругами луллия
Хозяюшка:
- Ой, я слышу, как мои птицы расшумелись.
Помогите малышам: Потеряли дети мам.
Без родителей одни. Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Шею вытянул гусёнок,
озирается спросонок.
Еле – еле соню сына под крыльцом нашла… (Гусыня)
А кто у гусёнка папа? Дети:
- У гусёнка папа гусь.
А теперь нужно на столе найти гусыню, гусёнка и гуся и прикрепить на наш волшебный круг Луллия
Хозяюшка.
Ну-ка марш назад цыплятки!
Залезать нельзя на грядки!
Ищет вас, волнуется ваша мама … (Курица)
А кто у цыплёнка папа?
Дети:
- У цыплёнка папа петух. (Дети ищут на столе курицу, цыплёнка и петуха и прикрепляют на круги Луллия)
Что стряслось у индюшат?
Почему они спешат?
У сарая, за кадушкой,
Червяка нашла … (Индюшка)
А кто у индюшонка папа?
Дети:
- У индюшонка папа индюк.
(Дети прикрепляют картинку на круг Луллия индюшка, индюшонок и индюк)
Эй, утята, вы куда?
Здесь собачья будка!
Ждёт вас около пруда ваша мама … (Утка)
- А кто у утёнка папа?
Дети:
- У утёнка папа селезень. (Дети прикрепляют утку, утёнка и селезня)
Молодцы! Помогли птенцам! Они нашли своих родителей. (аудиозапись шум голосов птиц).
3 Итог.
Хозяюшка:
- Нашей истории – конец, а кто в ней участвовал молодец! Вокруг себя я повернусь и в воспитательницу превращусь. (Хозяюшка снимает передник). Воспитатель:
На память выберите себе смайлик с изображением домашней птицы, за которой вы бы хотели ухаживать. (Дети выбирают и вешают себе медальку с изображением домашней птицы).