Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (старшая группа)»
Конспект занятия по развитию речи
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
(старшая группа)
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
Связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;
Словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;
Звуковая культура речи: учить определять звук в начале слова; учить произносить с разными оттенками интонации ( сердитая, презрительная, ласковая), подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
Материал: картинки с изображением льва, лисы, лебедя, лошади; иллюстрации к сказке.
Ход занятия:
1.Вводная часть
Демонстрация картинок с изображением животных и определение первого звука в слове (лев, лебедь, лиса, лошадь).
- Назовите, какое слово здесь лишнее (лошадь, т.к. начинается со звука л твердого, а другие слова начинаются с л мягкого)
- Дети, отгадайте загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет.
(Лиса)
2. Основная часть.
- Сегодня я вам расскажу сказку про лису, которая называется «Лиса и кувшин».
Словарная работа: значение слова жать (жать – убирать хлеб)
а) Чтение сказки.
б) Беседа по содержанию.
-О чем рассказывается в этой сказке?
-Как лиса попала в кувшин?
-Как сначала разговаривала с кувшином?
-Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы вы услышали, что лиса говорит ласково.
- А как лиса стала потом разговаривать?
-Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
- Чем заканчивается сказка?
- Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
в) Повторное чтение с установкой на пересказ.
- Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.
г) Пересказывание сказки детьми.
Затем предлагает пересказать сказку: один – рассказывает, другой за лису.
После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.
Физминутка
«Мы устали, засиделись».
д) Грамматический строй речи. - В сказке есть такое предложение: «Побежала лиса к реке». А как сказать по другому? Вместо слово « побежать» придумайте другое слово.
Дети отвечают: помчалась, понеслась, полетела.
- Молодцы, много интересных слов назвали, а теперь поиграем в игру: Я называю два слова Рыжая лиса, а вы продолжаете. Вызывается 3 человека. Двум детям дается слово, третий ребенок должен сам подобрать слово – глагол. (Рыжая лиса крадется)
- А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Угадай какое слово заблудилось». Почему так игра называется игра, вы сейчас догадайтесь.
Воспитатель приглашает четырех детей и распределяет между ними слова: кувыркается, шустрый, весело, лисенок. Предлагает каждому повторить свое слово.
Догадались, почему так игра называется «Угадай, какое слово заблудилось», потому что слова заблудились – стоят не по порядку, и непонятно, что же они говорят о лисенке. Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным.
+ Надо слова переставить.
Дети предлагают варианты перестановки. После перестановки говорят, что получилось.