Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по предмету «Речецветик» Тема: Обобщение знаний по народным и авторским сказкам.»
Конспект занятия по предмету «Речецветик»
Тема: Обобщение знаний по народным и авторским сказкам.
Цель: Закрепление и обобщение знаний обучающихся по народным и авторским сказкам. Обогащение и активизация словарного запаса.
Задачи:
1. Образовательные:уточнить и обогатить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок; уметь узнавать сказку по заданию;
2. Развивающие:развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о сказках; развитие умения отвечать на вопросы; активизация словаря.
3. Воспитательные:проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе парами и командой.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Форма: «В поисках сказочной книги»
Методы обучения: практический, игровой, проблемный, наглядный
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Демонстрационный материал:
- кадр с правильным выполнением задания №2
- презентация по теме «Сказки народные и авторские»;
- презентация-раскраска «Красная шапочка.
- дерево с прикрепленными яблоками;
- картинка Айболит;
- два круглых стола с кубиками, но которых слоги слова «Айболит»;
- большой конверт с письмом Бабы Яги;
- посылка с волшебной книгой.
Раздаточный материал:
- Листы с заданием «Предметы помощники»;
- Листы с заданием «Теремок».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет и становятся вокруг педагога.
Педагог: Здравствуйте! Давайте поприветствуем наших гостей без слов, мимикой, жестами.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Замечательно! И теперь с улыбкой, мы начинаем наше занятие.
2. Введение в тему. Постановка цели.
У нас сегодня необычное занятие. А чтобы узнать тему, вам надо отгадать загадку.
Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (сказка)
Пед: Так какая тема нашего занятия?
Д: сказка, сказки..
Пед: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
Пед: Что такое, сказка? (вымышленная история, чего не бывает в жизни)
Кто сочиняет сказки? (Писатели, народ).
Как называют сказки, которые сочиняет народ? (народные)
Сказки, которые сочинил писатель? (авторские)
Какими словами обычно начинаются сказки?(жили – были, в некотором царстве и т.д.)
Какими словами заканчиваются сказки?(вот и сказке конец, жили они долго и счастливо)
3. Подготовительный этап
Пед: Я тоже очень люблю сказки. Я хочу показать вам сказочную книгу. Хотите посмотреть?
Пед: Ничего не могу понять! Куда делась книга? Что произошло? Посмотрите, вместо книги конверт. Нам пришло письмо. От кого же оно?
На конверте загадка:
Я на ступе в лесу летаю?
И в избушке там живу?
Я детей всегда ругаю
Сказки слушать не даю?
- Кто это? Догадались?
(Ответы детей)
ПИСЬМО
Пишет вам Баба Яга.
Во всём Волшебном лесу нет никого, вреднее меня. Так вот я решила, утащить вашу книгу, перепутала сказки и их героев. Я вам испытания придумала. А чтобы вы меня не обманули, я за вами следить буду в свой волшебный шар. Справитесь с заданиями, так и быть отдам книгу, да ещё сюрприз приготовлю. Ну что, решитесь пройти мои испытания или испугались? Я за вами слежу, всё вижу!
Ваша Баба Яга
Пед: Баба Яга заколдовала книгу сказок. И все герои сказок перепутались. Как нам поступить? Как вы думаете, что нужно сделать? (Выслушиваю ответы детей), Нам нужно вспомнить сказки и их героев. Какая цель будет у нас?
Дети: Вспомнить сказки, разместить героев по своим сказкам.
Пед: Давайте попробуем попасть в страну Сказок. Произнесём волшебные слова:
Два раза хлопни,
Один раз топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись! (звучит волшебная музыка)
Пед: Ну вот мы в сказочной стране. Послушайте, что пишет Б.Я.,
Найти волшебную книгу, помогут картинки – подсказки, которые подскажут где или у кого нужно искать следующую картинку.
- Но, прежде чем отправитесь на поиски книги, вы должны сыграть в любимую игру.
Игра "Баба - Ёжка"
1.В темном лесе есть избушка, (руки домиком над головой)
Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б.Я. и на место)
В той избушке есть старушка, (козырек правой рукой влево, левая рука на животе, затем в другую сторону)
С костяной ногой живет. (кулачки на поясе, поднимают ноги, правое колено к левой руке, затем наоборот)
2.Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соеденить большой и указательный палец, руки поменять)
Дети: Клубочек, дудочка, гребень, топор, шапка - невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, печка, и т. п.
Пед: Молодцы, знаете предметы-помощники. Сейчас вы должны выполнить задание. Каждому герою дать нужный ему предмет. Возьмите верхнюю тарелочку. На ней лежит карточка, клей и картинки с предметами. Надо наклеить возле героя нужный ему предмет.
-Волшебная палочка (Фея)
- Ключик (Буратино)
- Хрустальная туфелька (Золушка)
-Горошинка (Принцесса на горошине)
-Скалочка (Лисичка со скалочкой)
-Скорлупа от грецкого ореха (Дюймовочка).
Пед: Ребята, обменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения у соседа. Все правильно? У кого-то есть ошибки? Уберите карточки в сторону.
Какой предмет у вас остался лишний? Как вы думаете, это подсказка? Где искать следующее задание? (На яблоне).
Пед: Ведь где – то здесь растёт сказочная яблоня. Нам нужно её найти.
Давайте, подойдём к яблоне (дети подходят к яблоне).
- Посчитайте, сколько яблок на яблоньке.
На одном из этих яблок есть подсказка. Как вы думаете, какое это яблоко, почему?
Предлагаю одному ребенку снять яблоко.
На яблоке написано слово «кубики»
Пед: Где будем искать следующую подсказку? (на кубиках)
Подходим к столикам. На них кубики с буквами и слогами.
2 задание:Из кубиков сложить слово «айболит» (работа в группах)
После выполнения работы открывается картинка Айболит.
3 задание мини викторина по сказкам Чуковского.
Пед: Ребята «Айболит» народная сказка? Кто автор?
Пед: А какую еще сказку, про Айболита, написал Чуковский?
Дети: Айболит и воробей.
- Что случилось с воробьем? (его укусила змея)
-Кто пришел к нему на помощь? (лягушка и еж)
- Что произошло ночью в лесу? (зверята заблудились, а светлячок осветил им путь)
- Куда светлячок всех привел?
- Кто вылечил воробья?
- Каким бы доктором был Айболит в современном мире? (ветеринаром)
Пед: Какие еще сказки К. И. Чуковского вы знаете?
Дети: (Мойдодыр, Краденое солнце, Айболит, Тараканище и т. д.)
Пед: Ребята, вы правильно ответили на вопросы, и Айболит дает подсказку.
Карточка с цифрой 2. Садимся на свои места. Нам предстоит выполнить задание на карточке №2.
4 задание «Посели героев в теремке)
Пед: Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Ребята, назовите всех героев сказки теремок.
Что случилось в конце сказки?
Дети: (построили новый теремок)
Пед: Построили себе звери новый высокий, крепкий теремок, а поселиться не могут. Не знают. кто на каком этаже живет. Помогите новоселам. Внимательно посмотрите на карточки с цифрами у каждого животного, и соедините ее с нужным этажом.
А теперь посмотрим, верно, ли вы выполнили это задание.
(на экране телевизора слайд с проверкой задания)
Физкультурная минутка «Сказки» (проводит ребенок)
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Пед: Ребята, посмотрите на экран. Б. Я, прислала новое задание. Нам нужно выполнить его:
Пед: Ребята, вы заметили чем последняя картинка отличается от предыдущих? ( на картинке про К. Ш. большой знак ?). Как думаете, почему? Конечно, это подсказка для нового задания.
Ребята, мы с вами недавно читали сказку «Красная шапочка».
- Это народная или авторская сказка?
- Кто автор этой сказки?
- А вы хотите помочь красной шапочке добраться до бабушки?
Для этого надо ответить на вопросы. Готовы?
6 задание. Презентация «Викторина – раскраска по сказке «Красная шапочка»
Пед: ваши глаза много работали и мы сейчас сделаем
Гимнастику для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Пед: Ребята. посмотрите , у вас остались задания от Б. Я.? У вас на столах нет, а у меня есть. И это последнее задание. Я буду называть сказки.
Вы должны слушать внимательно и исправлять мои ошибки:
7 задание «Найди ошибку»
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка- будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. Коза и семь цыплят.
8. «Петушок— золотой пастушок»;
5. Этап подведения итогов занятия.
Пед: Ну вот теперь все задания Б. Я. мы выполнили. Вам понравились задания? Какое задание было трудным? Какое было легко выполнять? Как вы думаете, мы справились с заданием, выполнили, что хотели? Навели порядок в сказках? Ребята, если вам было интересно и легко в сказочной стране, то похлопайте в ладоши. Если не интересно, трудно – потопайте ногами. А теперь надо возвращаться домой.
Два раза хлопни,
Один раз топни,
Вокруг себя обернись,
И в клубе очутись!
Раздается звонок в дверь, затем появляется посылка.
Пед: Посмотрим от кого посылка, а вы как думаете?
Письмо из посылки:
«Ну что, детишки, вам повезло. На все задания вы ответили. Следила я за вами, честно играли, не обманывали меня. Обещала я вам, если справитесь с заданиями, сюрприз приготовлю. В этой посылке вам сюрприз, оберег от меня, чтоб учились хорошо».
В посылке сказочная книга, в ней подарки от Б.Я. Детям вручаются подарки.
Приложение
Задание № 1
Задание № 2
Письмо Бабы Яги
Пишет вам Баба Яга.
Во всём Волшебном лесу нет никого, вреднее меня. Так вот я решила, утащить вашу книгу, перепутала сказки и их героев. Я вам испытания придумала. А чтобы вы меня не обманули, я за вами следить буду в свой волшебный шар. Справитесь с заданиями, так и быть отдам книгу, да ещё сюрприз приготовлю. Ну что, решитесь пройти мои испытания или испугались? Я за вами слежу, всё вижу!
Ваша Баба Яга
P.S. Найти волшебную книгу, помогут картинки – подсказки, которые укажут где или у кого нужно искать следующую картинку.
- Но, прежде чем отправитесь на поиски книги, вы должны сыграть в любимую игру.