мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку,
- развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные
ситуации,
- воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость,
умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Ход занятия по шашкам.
В зал входят дети под спокойную музыку, рассаживаются на стулья за столы.
Ведущая обращает внимание детей на гостей, приветствие гостей.
Вед. Ребята, вы играете в очень много игр, но среди всех игр есть одна замечательная настольная игра, которую я думаю, знаете не только вы, но даже ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. А догадались, о какой игре я говорю? (шашки)
Игра в шашки появилась в древние времена. Известно, что первые шашки появились в Древнем Египте. Оттуда они начали свой путь по всему миру. А в нашей стране шашки появились в 10 веке. Шашки тогда делали из глины, из дерева, из камня. В шашки играли и богатые, и бедные люди во многих странах в Англии, Америке, Италии, Канаде и других.
Предлагаю отгадать загадку: Сколько игр настольных есть, что, наверное, не счесть.
Ну а я и друг мой Сашка целый день играем в … шашки.
Звучит волшебная музыка. Ведущая надевает на голову шапочку в виде шашки белого цвета.
Вед. Ребята, вы так громко произнесли «шашки», что я превратилась в белую шашечную дамку, ой, но я не одна, у меня в руках появилась шашка черного цвета. (кукла бибабо) Она моя соперница и тоже хочет стать дамкой, только чёрной. Давайте поможем этой шашке превратиться в дамку, и стать такой же большой, как я.
Вед. Сначала вспомним правила игры в шашки.
Чтобы в шашки нам играть, надо нам сначала знать,
Всё про шашечное царство, королевство государство.
Так послушайте же, дети, здесь на шашечной планете,
Есть большие две страны. Они по площади равны.
Шашки – смелые ребята и все-все они солдаты.
Смело в бой они идут и друг друга не сдают.
Ходят по диагонали и всегда только вперёд,
Но врага срубить назад может каждый из солдат.
Шашка может дамкой стать и ловушки расставлять.
Теперь про шашки всё мы знаем, и с удовольствием сыграем.
Дидактическая игра. «Собери пазлы»
Вед. Для начала мы составим шашечную доску.
Ведущая раздаёт детям на стол пазлы шашечной доски. Дети собирают доски (4 шт.)
У детей забрать пазлы.
Вед. Доски вы собирать умеете, а отвечать на наши вопросы ?
Ведущая открывает доску магнитную, на которой шашки и записки с вопросами.
1.Как называется доска для игры в шашки? (шахматная)
2.Из скольких и каких поле состоит шахматная доска? (из 2 полей, белое и черное)
3.На каком цветовом поле идёт игра? (на черном поле)
4.Как ходят шашки? (по диагонали)
5.В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного края доски? (дамка)
6.В какую игру ещё можно поиграть на шахматной доске? (шахматы)
7.Из каких фигур состоит узор на шахматной доске? Из кругов, треугольников, из квадратов, из овалов.
Дидактическая игра. «Правильно - неправильно»
На шашечной доске шашки стоят на черных полях и 2 – 3 шашки на белых полях. Дети должны показать: какие шашки занимают свой «домик», а какие «заблудились».
Ведущая раздаёт доски и шашки.
Дидактическая игра «Смотри внимательно» (5 – 6 шашек)
Ведущая предлагает внимательно посмотреть на магнитную доску, и запомнив шашки на доске, расставить шашки на свою доску. Во второй раз ведущая изменяет местоположение шашек и предлагает детям повторить расположение шашек на своей доске.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Ведущая показывает детям шашки, шахматы, фишки. Дети должны сказать какие фигуры лишние. (фишки, шахматы, кубик)
Дидактическая игра «Учимся считать»
Ведущая показывает карточку с надписью «А 1» и т.д. Дети находят шашке место.
Вед. Ребята, да на доске у нас появилась настоящая задачка, мы её сейчас решим и научим черную шашку. Но нужно запомнить правила игры в шашки.
Правило 1 –тронул – ходи.
Правило 2 – отнял руку – ход сделан.
Правило 3 – надо сказать «поправляю» , если шашки сдвинулись.
Дидактическая игра «Реши задачку»
На доске простейшая задача. Ведущая предлагает решить задачку.
Дети решают задачу у себя на доске, помогают черной шашке решить задачу на магнитной доске. ( 2 – 3 задачи)
Вед. Как настоящие дамы мы хотим увидеть сражение – настоящий шашечный турнир.
Властью данной мне объявляю шашечный турнир открытым.
Дети расставляют шашки и проводится игра между детьми. Награды.
Вот и закончился славный турнир, каждый награду свою получил. Время пройдёт, соберёмся опять, будем сражаться и побеждать.
Ребёнок. Шашки – древняя игра.
Она полезна и нужна.
Быть внимательным и честным,
Учит нас всегда она!
Вед. Наша черная шашка многому научилась и выросла в большую дамку. (кукла большая)
Дидактическая игра «Доскажи…»
1.Начинай бой смело – первый ход всегда за … белой.
2.Шашки медленно, но метко шагают лишь по…черным клеткам.
3.Наверно, шашкам не везёт, что ходят шашки лишь…. вперёд.
4.Знают все и стар и млад, шашкой бьём … вперёд и назад.
5.Шашка соперника сразу погибнет, если твоя её … перепрыгнет.
6.Поля вдруг конец настанет, сразу шашка … дамкой станет.
7.Чтоб твою дамку не поймали, ход её по ….всей диагонали.
8.Цель игры – побить врагов, и чтоб им не было …ходов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»