kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему: «Знакомство с русской народной игрушкой» (подготовительная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему: «Знакомство с русской народной игрушкой» (подготовительная группа)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему: «Знакомство с русской народной игрушкой» (подготовительная группа)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА 814 КОРПУС ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 819

(ГБОУ ШКОЛА 814 КДО № 819)









Конспект занятия

по ознакомлению с социальным миром

на тему:

«Знакомство с русской народной игрушкой»

(подготовительная группа)







Подготовили и провели:

Воспитатель Саарян Анаит Артюшовна

Воспитатель Адамова Виктория Валентиновна

Педагог-психолог Чернова Светлана Викторовна












Москва, 2018 г.



Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«Знакомство с русской народной игрушкой»


Образовательные области:

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.


Цель: приобщение детей к русской народной культуре.


Задачи:

Обучающие:

  • обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

  • расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;

  • познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;

  • обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок;

  • расширять словарный запас: оберег, кукла-колокольчик, потешная игрушка;

  • воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев;

  • развивать воображение, художественный вкус;

  • создать детям радостное настроение;

  • воспитывать интерес к образовательной деятельности;

  • воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

  • обогащать и активизировать словарь

Развивающие:

  • обеспечить развитие внимания;

  • обеспечить развитие творческих способностей детей;

  • обеспечить развитие мелкой моторики рук;

  • обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.

Воспитательные:

  • пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров;

  • вызвать желание самим сделать тряпичную куклу;

  • способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу;

  • способствовать развитию терпеливости, усидчивости.


Ожидаемые результаты:

  • Усвоение знаний о традициях русского народа;

  • Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.


Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.


Оборудование и методическое оснащение:

  • презентация на тему «Народные игрушки»;

  • выставка игрушек.

  • дымковские игрушки, хохломская посуда, гжельские изделия, городецкие доски, презентация; тряпичная кукла; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Колокольчик», по три круга (диаметр-15 см, 20 см, 25 см) ткани разного цвета на каждого человека, колокольчики, нитки; мольберт; карточки для проведения рефлексии.

Предварительная работа: знакомство детей с различными видами народных игрушек.


I. Вводная часть (слайд № 1) (трек № 1- вводная музыка)

Педагог:

Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?


Ответы детей:

- Здравствуйте.

- Мы рады вас видеть.

- Добро пожаловать.

- Проходите, пожалуйста.


Педагог:

Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится: «Чем больше человек делает добра, тем больше он получает в ответ».

А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.


II. Основная часть (слайд № 2)


Педагог:

Ребята сегодня мы поговорим о народных игрушках.

В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. (слайд № 3)

Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Видно такая была, душа у русского народа, умел он хорошо работать, отдыхать, и всегда заботился о своих детях. Для этого народные мастера и придумывали всякие игрушки и забавы. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.

Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению.

С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. (трек № 2- ярмарка) (слайд № 4)

Пожалуйте на весёлую ярмарку! Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!



Сказительница:

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!


Педагог: Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке


Ребенок:

В Богородске – городке,

Все гуляют налегке.

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски.

Потому что стар и млад

Все игрушки мастерят.

Даже бабушки старушки

Мастерят себе игрушки. (слайд № 5)


Богородская игрушка - один из самых старых народных промыслов –резьба по дереву –находиться в селе Богородском. Давным-давно здесь стали вырезать игрушки из дерева мягких пород: липы, осины, ольхи.


Ребенок:

Точно в дымке всё кругом,

Розовые дали.

И село большое

"Дымково" назвали.

И лепили там из глины,

Всё игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор. "

Как же называется такой промысел? (ответы детей)


Педагог:

Посмотрите на эту игрушку, это дымковская игрушка. (слайд № 6)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. (слайд № 7) Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.


Ребенок:

Есть на Волге город древний

По названию Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты

Ярко красными горя.

Чудо-птицы там порхают

Будто в сказку нас зовя.


Дети:

Городец. (слайд № 8)


Сказительница:

Это- весёлый Городец! Только в Городце так весело и ярко расписывают деревянные изделия. Краски - синие и красные, голубые и розовые, зелёные и белые. А рисуют городецкие художники бутоны, розаны, ромашки да купавки".



Педагог: Посмотрите, рядом какая посуда. Как она называется? А какое время года напоминает?


Дети:

- Зиму.

- Гжель. (слайд № 9)


Сказительница:

Белоснежные фарфоровые чайники чашки, сахарницы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами. (слайд № 10)


Ребенок:

Поверить трудно, неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса.


Ребенок:

Голубое озеро, голубой цветок,

Петушок весь сказочный,

Сине-голубой,

И девица русская

В синем, синем платье.

Гжель, родная матушка!

Голубая вся.

Мастерством прославилась

На Руси она!


Педагог: Ребята, посуда из чего сделана, как называется?


Дети: "Мы знаем, это- золотая Хохлома! (слайд № 11) Такую посуду делали и делают в Хохломе. Украшаются изделия золотыми, красными, чёрными и зелёными листьями и ягодами, завитками и усиками. "(слайд № 12)


Сказительница: "Вот молодцы! Всё правильно. Ещё говорят, что хохломская роспись напоминает золотую осень. Золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки, ягоды – напоминают нам осень. Дети с воспитателем рассматривают предметы хохломской росписи. (слайд № 13)


Ребенок:

Хохлома, ты, Хохлома!

Краше нет нигде тебя!

Золотые листики,

Красные цветы,

Наливные ягоды,

Доброта земли!

Завиточек золотой

Называют Хохломой.

Краска чёрная блестит,

Красна ягода горит!

Чашу в руки возьмёшь,

И от радости замрёшь!



Зрительная гимнастика (слайд № 14)

А сейчас, а сейчас, всем гимнастика для глаз

Глазки крепко закрываем и опять их открываем

Смело можем показать, как умеем мы моргать

Раз на лево, два на право, упражнение на славу

Три на верх, четыре вниз, поработай не ленись,

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир

А теперь поморгаем глазками часто-часто….


Педагог:

О чём мы будем беседовать дальше, вы узнаете, отгадав загадку:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.


Дети:

-Кукла


Педагог:

Ребята мы с вами поговорим о русских куклах

Вы садитесь поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки

Без утайки, без прикрас


Педагог: Посмотрите сколько много самых разных и удивительных кукол (показ современных кукол). Этими куклами мы играем в настоящее время. (слайд № 15) Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга. Показать тряпичные куклы. (слайд № 16)


Педагог: А что вы можете сказать об этих куклах? Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Куклы, сделанные своими руками. Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.


Педагог: Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?


Дети: Правильно, который всегда под рукой.


Педагог: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.


Педагог: Давным-давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях

Кукла сидит во все стороны глядит


Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?


Дети: Красный – цвет заката, красоты и т.п. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Посмотрите внимательно на эти куклы, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Дети: У кукол нет лица. Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.


Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;

  • Обрядовые куклы;

  • Игровые куклы.


Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.


"Десятиручку"(слайд № 17)

Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.


«Пеленашка» (слайд № 18)

Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.


«Плодородие» (слайд № 19)

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.


«Желанница» (слайд № 20)

Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний. Загадаешь желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало). Эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.


ДЕНЬ – НОЧЬ (слайд № 21) оберегала жилище, была двуликая, то есть имела два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт».

ТРАВНИЦА (слайд № 22) – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, такая кукла излечивала от болезней. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка.

ЗЕРНУШКА (слайд № 23) – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок с ними, только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук.


Педагог: А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:


Физкультурная гимнастика: (трек № 3)

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).


Педагог: (слайд № 24)

А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать. (достает куколку из сундучка, звенит). Кукла «колокольчик» - обереговая кукла, которая приносит в дом радостные вести. Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.

Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением.

Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. Создавались они из лоскутков ношеной одежды, и сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.


«Колокольчик» (трек № 4)

Ребята, давайте сделаем куклу-оберег «Колокольчик». Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением.


Педагог:

Кукла просто загляденье

Детям всем на удивленье

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!



Педагог:

А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу. Дети садятся за столы. .

Изготовление куколки «Колокольчик»

Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.

Во время работы тихо звучит народная музыка.


III. Итог


Педагог: Ребята где мы с вами побывали, про какие народные промыслы говорили? Что больше всего понравилось?

Педагог: Что мы сделали, ребята? Для чего? С какими куклами мы сегодня познакомились? Когда возникли первые игрушки?

Дети: В глубокой древности.

Педагог: Из чего их делали?

Дети: Делали их из соломы, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.

Педагог: Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

Педагог: Названия каких кукол вы запомнили?

Дети: Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?

Дети: «Колокольчик

Педагог: Для чего она служила, какое было её назначение?

Дети: Она приносит в дом радость и веселье

Педагог: Какие красивые у вас получились куклы. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:


Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай! Дети повторяют хором.

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового.

Педагог:

Рефлексия занятия- Методика «Погодное настроение».


Алгоритм техники:

Детям выдаются карточки с тремя различными видами настроения:

- отражение отличного настроения

- отражение обычного настроения

- отражение плохого настроения


Инструкция:

- Ребята, вам сейчас необходимо определить ваше настроение после нашего занятия.

- Взять из предложенных карточек ту, что соответствует вашему настроению.

- Прикрепить на магнитную доску выбранную карточку вашего настроения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чернова С.В.,Саарян А.А.,Адамова В.В.

Дата: 25.06.2018

Номер свидетельства: 474241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства