Цель: формирование основ хорошей устной речи, в которой ребёнок мог бы выражать свои мысли и желания, построение речевого высказывания в ситуации общения, формирование грамотности.
Задачи:
-способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря.
Материал: карточки, с условным обозначением частей суток, картинки с изображением деятельности детей в разное время суток, глобус, настольная лампа, треугольники для игры.
Ход ООД:
I.Мотивация.
-Ребята, когда-то, очень давно, в одном городе беспорядочно жили дети, они кушали, когда вздумается, спали, играли. Ночью могли затеять шумную игру, и Луне это очень не нравилось. А когда вставало Солнце и хотело видеть всех бодрыми, идущими в школу и детский сад, эти дети спали крепким сном.
-Как вы думаете, почему так происходило? (потому, что дети не знали, что есть утро, день, вечер и ночь).
II.Актуализация знаний.
-А с вами не случится такое? Вы знаете части суток? Как вы узнаёте, что наступило утро? (Утром небо ясное, голубое, встаёт солнышко).
-Какой карточкой обозначим утро? (голубой, с жёлтым солнышком, выкладываю на ф-фе).
-Вспомните, как вы проводите утро, что делаете утром вы, ваши мамы и папы?
-А теперь подумайте и объясните, почему день я обозначаю жёлтой карточкой? (потому что днём всё залито солнцем).
-Где вы находитесь в это время и чем заняты? (в детском саду, играем, занимаемся).
-Какой карточкой мы обозначим вечер? Объясните, почему серой карточкой с солнцем? (потому что вечером небо сереет, солнце садится и окрашивает небо оранжевым цветом).
-Что вы делаете вечером? (смотрим мультфильмы, играем с игрушками).
-Почему ночь я обозначаю чёрной карточкой, что вы делаете ночью? (ночью темно ничего ни видно, все люди спят).
1.Дидактическая игра «Подбери нужную картинку»
-Рассмотрите картинки, что делают дети, изображенные на них, и определите: утро это, день, вечер или ночь (дети берут картинку и объясняют, какое время суток на ней изображено).
-А вы, знаете, ребята, что солнце светит весь день и освещает и обогревает землю, а вечером, описав на небосводе дугу, спускается всё ниже и ниже и, затем скрывается из виду? Небо становится всё темнее и темнее, появляются звёзды, и наступает ночь.
-Откуда приходит солнце? Куда оно прячется? Где ночует солнце? Как вы думаете?
-Я помогу вам в этом разобраться!
Обогащающий опыт: Никуда солнышко не ходит. В том, что утро сменяется днём, а день вечером и ночью повинна сама Земля. Дело в том, что наша Земля безостановочно вращается вокруг себя и подставляет солнечным лучам то один свой бок, то другой. На той стороне Земли, которую освещает солнце - день, на противоположной стороне – ночь. Повернётся Земля другим боком и на ночную сторону приходит день, а на дневную - ночь. Чтобы вы лучше поняли это, проведём опыт (глобус с освещёнием).
-Вот наша Земля сделала один полный поворот и снова наступила ночь. Наша планета Земля делает полный круг вокруг себя за 24 час. На часах это два круга, посмотрите внимательно на часы. Вот 0 часов или полночь, солнце далеко от нас, у нас ночь – темно. Стрелки на часах прошли полный круг – это 12 часов дня, полдень. Мы в это время обедаем и отдыхаем в детском саду. А Земля за это время прошла только половину своего круга. Солнце сейчас прямо под нами, светит нам и греет нас. Теперь Земля пройдёт вторую половину круга, солнце снова станет далеко. А стрелки часов за это время пройдут ещё один круг и сутки закончатся.
-Значит, что такое сутки?
-Это утро, день, вечер и ночь.
-Прекрасно, что вы это поняли!
-Это 2 круга на часах, это один круг проделанный Землёй. Если вы были внимательны, то заметили, что сутки начинаются ночью, в 0 часов. Посмотрите, что с нашими карточками, правильно ли у нас выложены сутки? (нет, надо ночь поставить первой).
-Какие вы наблюдательные! Молодцы!
- Между частями суток нет перерывов, потому что Земля вращается без остановок. Так проходят недели, месяцы, годы.
-Мы познакомились с 4 частями суток, а почему же тогда говорят: «День да ночь – сутки прочь?» (дети высказывают предположение).
2.Физминутка:
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть, который час,
1-2-3-4 - Мышки дернули за гири:
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
3.Знакомство с днями недели.
-Ребята, подумайте, о чём эта загадка?
Протянулся мост, на семь вёрст
А в конце моста, золотая верста.
-Это неделя.
-Вы правы!
-Сколько дней в неделе? (семь)
-Назовите выходные дни, рабочие?
-Мне приятно, что вы знаете!
4.Дидактическая игра «Повтори друг за другом»
(Дети называют дни недели и выстраиваются в шеренгу, последний ребёнок выстраивает всю неделю).
-Вы, заметили, ребята, что каждый день недели называет сам себя.
-Понедельник – после недели.
-Вторник – второй день недели.
-Среда – средний день недели.
-Четверг – четвёртый.
-Пятница – пятый.
-Суббота (шестница) – шестой день.
-Воскресенье (седьмица) – седьмой день недели.
5.Дидактическая игра «Выложи дни недели»
-С помощью треугольников выложите названный мною день недели. Например: понедельник -1 треугольник, вторник – 2 треугольника и т. д.
III. Рефлексия.
-Что мы узнали сегодня? Когда сменяются сутки? Какой перерыв между ночью и утром? (непрерывно).